Прокатившаяся по бывшей Российской империи Гражданская война самым катастрофическим образом сказалась на всей экономической, политической и военной деятельности государства. При этом особенно сильно пострадал военно-морской флот страны, которого практически не стало на Черном море, Севере и Дальнем Востоке. Поэтому молодой Советской республике пришлось воссоздавать его почти с нуля. Так на Черном море часть кораблей была затоплена в Новороссийске по приказу Ленина, остальные корабли белые увели за границу. Гавани военных баз опустели, уцелело лишь несколько устаревших боевых кораблей.
Для завершения строительства находившихся на верфях в Николаеве кораблей (один линкор, четыре крейсера, несколько эсминцев и подводных лодок) не было ни средств, ни рабочих, ни мощностей на судостроительных заводах. Поначалу удалось восстановить лишь два миноносца и крейсер, достроить четыре подлодки типа «АГ» и несколько десантных судов типа «Эльпидифор». В результате флот в конце 1920-х годов получил лишь пять эсминцев типа «Новик» и два крейсера.
К этому времени СССР уже вышел на международную арену и начал проводить активную внешнюю политику. Поскольку не удалось добиться возвращения кораблей, уведенных генералом П. Н. Врангелем в конце 1920 года в Бизерту, а Турция приступила к капитальному ремонту линейного крейсера «Yavuz» (бывший германский «Goeben»), то руководство страны принимает решение о необходимости срочного усиления Морских сил Черного моря (МСЧМ).
Сделать это можно было только за счет перевода кораблей с Балтики, где удалось сохранить три линкора, почти все «новики» и достроить новый крейсер.
Выбор пал на линейный корабль «Парижская коммуна» (до 31 марта 1921 г. — «Севастополь») и крейсер «Профинтерн» (до 5 февраля 1925 г. — «Светлана», с 31 октября 1939 г. — «Красный Крым»), которые начали спешно готовить к походу.
Линкор к этому времени получил носовую наделку, предназначенную для повышения его мореходных качеств. Но как выяснилось на деле, принятая конструкция оказалась крайне неудачной и в походе линейному кораблю пришлось нелегко.
Отряд покинул Кронштадт 22 ноября 1929 года. Во время перехода линкор (командир К. И. Самойлов) и крейсер побывали в нескольких сильных штормах, получили сильные повреждения и им пришлось ремонтироваться в Бресте. Две недели ушло на исправление повреждений, и переход был продолжен. 18 января 1930 года корабли прибыли в Севастополь.
«Парижская коммуна» сразу стала любимицей моряков-черноморцев и жителей Севастополя. Ее внушительный силуэт стал одним из символов возрождения Черноморского флота. С гордостью они наблюдали за походами и маневрами огромного корабля, который с любовью называли «Парижанка».
В первый год пребывания на Черном море корабль прошел ремонт, принял участие в маневрах флота и совершил плавание вдоль берегов Кавказа. Осенью 1930 года на нем появилось авиационное вооружение — на третьей башне смонтировали катапульту для гидросамолета КР-1. Но вскоре ее сняли и установили на крейсере «Красный Кавказ», поскольку линкор в ходе модернизационных работ планировалось вооружить новыми гидросамолетами, а для них требовалось другое оборудование.
В 1933 году принимается решение о проведении капитального ремонта и модернизации корабля на заводе № 201 в Севастополе. Проект разрабатывался с учетом опыта таких работ на линкоре «Октябрьская революция» как: замена части паровых котлов и перевод их на питание нефтью, усиление горизонтального бронирования, увеличение дальности стрельбы и скорострельности орудий главного и противоминного калибров, установка новых приборов управления стрельбой. Было усилено зенитное вооружение — на надстройках, подвергнутых значительной перестройке, установили по три 76,2-мм 34К, а на первой и четвертой башнях по три 45-мм 21К зенитные пушки. Их дополнили двенадцать 12,7-мм пулеметов ДШК.
Также были установлены новые шлюпочные краны и две стрелы для подъема гидросамолетов. В результате водоизмещение линкора выросло до 29500 т, уменьшилась скорость и снизилась маневренность. Численность экипажа по штату мирного времени составляла 1200 человек — 66 офицеров, 250 старшин и 884 матроса.
18 февраля 1938 года на обновленном корабле вновь был поднят Военно-морской флаг, и он вошел в состав Черноморского флота (ЧФ). До 1939 года «Парижская коммуна» подчинялась непосредственно командующему флотом. С организацией на ЧФ эскадры линкор вошел в ее состав. Эскадрой командовал капитан 2 ранга Л. А. Владимирский, начальником ее штаба являлся капитан 2 ранга И. Д. Елисеев. В эскадру также входили отряд легких сил, бригада крейсеров и два дивизиона эскадренных миноносцев.
После завершения модернизации доделки на линкоре продолжились — он первым и единственным в советском флоте получил були. К каждому его борту прикрепили по 18 отсеков (блистеров). Они располагались вдоль бортов от 12,5 по 132 шп. и предназначались для усиления противоминной защиты. Для их установки пришлось демонтировать торпедные аппараты. Сами работы проводились с сентября 1939 по июль 1940 года в Северном доке Севастополя силами рабочих завода № 201 и ряда предприятий Ленинграда.
Всего к работам привлекались пять тысяч человек. При выводе «Парижской коммуны» из дока зазор до стенок его ворот составлял всего 1,4 м с каждого борта. На корабле спешно провели дезинсекцию, окраску и просушку помещений. После окончания работ экипаж заселился на линкор и его сразу поставили на бочки в Северной бухте Севастополя и украсили флагами для участия в торжествах по случаю Дня ВМФ СССР. Осенью корабль стал участником учений флота и традиционного «мандаринового» похода. По итогам года он занял первое место по огневой подготовке и организации службы. На корабле побывал нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов и дал высокую оценку уровню боевой подготовки.
Зимой 1940–1941 годов на линкоре значительно усилили зенитное вооружение — 45-мм полуавтоматические пушки 45К заменили на 37-мм автоматы 70К. Вместе с тем с него демонтировали бесполезное авиационное вооружение — стрелы для подъема гидросамолетов, которые «Парижанка» так и не получила.
Накануне войны на Черноморском флоте проходили масштабные учения. В них принимала участие и «Парижская коммуна». На ее борту размещались сразу три штаба — штаб флота, штаб эскадры и группа адмирала И. С. Исакова. Вернулись корабли флота в базу 20–21 июня. На линкоре (командир капитан 1 ранга Ф. И. Кравченко), ставшем на бочку на траверзе Аполлоновой пристани, пополнили все необходимые запасы. Часть экипажа отправилась в увольнение — 30 % матросов (до полуночи) и 50 % офицеров и сверхсрочников (до 8 ч утра).
Во время первого налета немцев 22 июня на Севастополь линкор, как и другие корабли эскадры, огня не открывал. По немецким самолетам стреляли только береговые зенитные батареи. В первые дни войны линкор получил пополнение из флотского экипажа, численность его экипажа составила 1670 человек. До конца июля 1941 года линкор стоял на бочках, но налеты на Севастополь продолжались, и было принято решение перевести его вглубь Северной бухты. Для корабля подготовили место на траверзе торпедного арсенала у Троицкой бухты, установили для него бочки и поставили лагом к берегу. В качестве подушки использовали две баржи.
Инженерный отдел флота прислал огромную маскировочную сеть. Силами 600 человек экипажа в течение десяти дней ее «украшали» обрезками желтой и зеленой ткани. Одновременно на баке и юте построили домики, правый борт линейного корабля раскрасили под брекватер. В таком виде «Парижская коммуна» и простояла в Севастополе до конца октября 1941 года. Крупные корабли флота не использовались, т. к. командование опасалось магнитных мин. Как и все остальные корабли ЧФ, линкор получил размагничивающее устройство. Однако его установка на корабле завершилась только к середине сентября, т. к. монтажные работы осложнялись наличием булей.
Налеты на главную базу флота продолжали усиливаться. Немецкая авиация не только продолжала минировать фарватер и внешний рейд, но проводила аэрофотосъемку. Уже предпринимались попытки бомбить отдельные объекты в порту. Линкор пять раз принимал участие в отражении налетов на Севастополь. Часть его экипажа добровольцами сошла на берег, войдя в состав 1-го полка морской пехоты и приняв участие в боях за Одессу.
В конце октября на подступах к Крымскому полуострову сложилась критическая ситуация — немцы прорвали оборону частей РККА и их мотопехота ворвалась в Крым. В их руках оказались крымские аэродромы. Создавалась реальная угроза захвата Севастополя. По решению Военного совета флота основные силы флота переводились на Кавказ. Вечером 31 октября экипаж линкора сбросил за борт домики и маскировочную сеть. В 23 ч 32 мин «Парижская коммуна» вышла в море в сопровождении крейсера «Молотов» (командир капитан 1 ранга Ю. К. Зиновьев), лидера «Ташкент» (командир капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко) и эсминца «Сообразительный» (командир старший лейтенант С. С. Ворков).
В Севастополе остались лишь старые крейсеры, корабли охраны водного района (ОВР) и несколько эсминцев. 1 ноября начались массовые налеты на главную базу ЧФ — в них приняло участие до 40 самолетов противника. Они бомбили место бывшей стоянки линкора, но пострадала лишь маскировочная сеть с корабля.
4 ноября корабль прибыл в Поти, который стал новой базой для корабля. В гавань его ввели буксиры СП-7 и СП-13. Этот небольшой порт не был подготовлен к приему такого большого корабля...
© А. Ю. Царьков
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №52/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut