Найти тему
Круто об искусстве

15 ноября 2017 года эта картина стала САМЫМ ДОРОГИМ НА ПЛАНЕТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ЖИВОПИСИ.

Леонардо да Винчи "Спаситель Мира (Сальватор Мунди), 1500. Частная коллекция.
Леонардо да Винчи "Спаситель Мира (Сальватор Мунди), 1500. Частная коллекция.

На аукционе Christie’s в Нью-Йорке неизвестный покупатель выложил за нее баснословные 450,3 млн долларов (если быть точной, 450 млн 312 тыс. 500 долларов, включая премию).

Кто кроме да Винчи может столько стоить? И кто кроме Моны Лизы? Только МУЖСКАЯ ВЕРСИЯ МОНЫ ЛИЗЫ - "Спаситель Мира (Сальватор Мунди)" кисти все того же Леонардо да Винчи.

Конечно, есть де Кунинг и его "Обмен" за 300 млн долларов или "Игроки в карты" Поля Сезанна - 250 млн долларов (здесь же и Гоген, и Поллок, и Климт, и Ротко, и Пикассо...), но все они, все-таки, творцы других времен, когда оптика мира радикально поменялась.

А здесь эпоха Возрождения и гений да Винчи, который, конечно, на самом деле вышел за рамки просто художника и обрел статус творца - разносторонняя (читай, мастер на все руки) личность, воплощение идеала гармонически развитого совершенного человека (анонимный биограф да Винчи, вскоре после его гибели, напишет, что Леонардо есть человек исключительный и всеобъемлющий, которого можно назвать "чудом природы").

Не только "Мона Лиза" овеяна сонмом легенд и мифов, но и сам образ Леонардо да Винчи (что существенным образом влияет на стоимость его полотен; второй фактор, по мимо того, что это "сам Леонардо " и что это, боже какая, эпоха Возрождения, - тот факт, что ныне известно менее чем о 20-ти картинах сия гения, хранящихся в частных руках (читай, одна из них "Спаситель Мира"), другие же принадлежат музеям и институтам).

Вообще, нужно сказать, что судьба Леонардо типична для беспокойного времени, наступившего в Италии в конце XV - начале XVI столетия. Большую часть жизни он провел в скитаниях (вот откуда растут ноги у мифотворцев).

Уже в ранних работах художника заметны черны, противоречащие вкусам Лоренцо Великолепного (читай, утонченный декоративизм и тяга к архаизации были чужды да Винчи). Поэтому он покидает Флоренцию (родился неподалеку от нее, а позже учился там в мастерской Верроккио) в поисках покровителя. И находит. Им стал Людовико Моро.

Так наступил самый плодотворный миланский период (читай, именно в это время появляется знаменитая легкая леонардовская улыбка и сфумато, а еще лучший портрет художника "Дама с горностаем"). К слову, знаменитая "Тайная вечеря" - последнее большое произведение Леонардо в Милане.

Потом вторглись французы, он уехал в Мантую и Венецию, затем вернулся во Флоренцию, где работал у Чезаре Борджия в качестве военного инженера.

Именно в этот период да Винчи создал "Спасителя Мира" (1500), а чуть позже и ту самую противоречивую картину - "Мону Лизу" (1503-1506), ставшую в ХХ веке, наверное, самым масштабным маркетинговым ходом всех времен.

Прочитать о знаменитой Джаконде можете здесь - В чем секрет Моны Лизы? Почему она самая популярная картина в мире?

-2

Но у нас на повестке дня мужская версия Джаконды, а именно Иисус Христос.

Каштановые локоны и смотрящей в упор на зрителя взгляд (в общем-то и Мона Лиза пристально смотрит на нас, только она, хоть и несколько скованно, но улыбается (исходя из этой неестественности существует мнение о том, что Мона Лиза была немного не в себе, то есть дурочкой (объясняется этот факт с медицинской точки зрения), тогда как Христос серьезен и вдумчив).

Да и как не быть серьезным, когда ты держишь в своей ладони все благополучие мира?! (смотри на хрустальную сферу).

"И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (Ев. от Иоанна)

Будучи героем своего времени, а я напомню, что эпоха Возрождения - это тотальный антропоцентризм, поставивший человека на место Бога, Христос да Винчи лишен нимба.

Это Человек. Но это Всечеловек - властитель мира сего (примета могущества - шар). Отсюда и монументальность, и максимальная приблеженность к зрителю, и этот небесно голубой цвет одежд, и сам шар, совершенство непрерывной формы (круг) которого (включая семантику самого материала) наделяют сферу чудесными свойствами (а Христос и будет творить чудеса).

К слову о материале шара. Он сделан из горного хрусталя, чистейшей разновидности кварца, на что указывают крошечные крапинки и включения, кропотливо (читай, дотошно) воспроизведенные Леонардо. В эпоху Возрождения было широко распространено поверье, что этот минерал обладает огромными магическими силами (его кристаллы устанавливались в реликвариях времен Средневековья. Магия и религия. Нет, это не богохульство, это средневековье).

А теперь про джокер да Винчи - его СФУМАТО. Сфумато - это такая туманная дымка, благодаря которой очертания лиц и рук растушевываются, в виде мягких переходов от света к тени.

В "Спасителе" сфумато ГИПЕРТРОФИРОВАННО - мы видим лицо Иисуса сквозь густой туман (поэтому кажется, будто Христос слепой. Или ясновидящий (пророк, мессия, Учитель и далее по списку, тут подходит все)). Сфумато привносит в образ ту самую толику таинственной загадочности - плавность линий, величественное спокойствие позы, застывшее движение руки в благословляющем жесте (читай, Он нас прощает).

Не ужившись во Флоренции Леонардо уехал снова в Милан, потом в Рим. Там его обвинили в гомосексуализме (не беспочвенно) и да Винчи уехал во Францию, будучи очень и очень старым человеком. При дворе короля Франциска I Леонардо уже почти не работал (читай, делал для короля наброски различных сооружений и пытался систематизировать свои теоретические труды, которые позже один из его учеников, сопровождавший его во Франции, Франческо Мельци, опубликует).

Вазари - автор знаменитых "Жизнеописаний", описывая Леонардо, в общем-то сформулировал и его Спасителя: "блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснил каждую омраченную душу", сила же его была такова, что он "правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец".

Советую прочитать - 10 картин, изменивших мир.