На аукционе Christie’s в Нью-Йорке неизвестный покупатель выложил за нее баснословные 450,3 млн долларов (если быть точной, 450 млн 312 тыс. 500 долларов, включая премию).
Кто кроме да Винчи может столько стоить? И кто кроме Моны Лизы? Только МУЖСКАЯ ВЕРСИЯ МОНЫ ЛИЗЫ - "Спаситель Мира (Сальватор Мунди)" кисти все того же Леонардо да Винчи.
Конечно, есть де Кунинг и его "Обмен" за 300 млн долларов или "Игроки в карты" Поля Сезанна - 250 млн долларов (здесь же и Гоген, и Поллок, и Климт, и Ротко, и Пикассо...), но все они, все-таки, творцы других времен, когда оптика мира радикально поменялась.
А здесь эпоха Возрождения и гений да Винчи, который, конечно, на самом деле вышел за рамки просто художника и обрел статус творца - разносторонняя (читай, мастер на все руки) личность, воплощение идеала гармонически развитого совершенного человека (анонимный биограф да Винчи, вскоре после его гибели, напишет, что Леонардо есть человек исключительный и всеобъемлющий, которого можно назвать "чудом природы").
Не только "Мона Лиза" овеяна сонмом легенд и мифов, но и сам образ Леонардо да Винчи (что существенным образом влияет на стоимость его полотен; второй фактор, по мимо того, что это "сам Леонардо " и что это, боже какая, эпоха Возрождения, - тот факт, что ныне известно менее чем о 20-ти картинах сия гения, хранящихся в частных руках (читай, одна из них "Спаситель Мира"), другие же принадлежат музеям и институтам).
Вообще, нужно сказать, что судьба Леонардо типична для беспокойного времени, наступившего в Италии в конце XV - начале XVI столетия. Большую часть жизни он провел в скитаниях (вот откуда растут ноги у мифотворцев).
Уже в ранних работах художника заметны черны, противоречащие вкусам Лоренцо Великолепного (читай, утонченный декоративизм и тяга к архаизации были чужды да Винчи). Поэтому он покидает Флоренцию (родился неподалеку от нее, а позже учился там в мастерской Верроккио) в поисках покровителя. И находит. Им стал Людовико Моро.
Так наступил самый плодотворный миланский период (читай, именно в это время появляется знаменитая легкая леонардовская улыбка и сфумато, а еще лучший портрет художника "Дама с горностаем"). К слову, знаменитая "Тайная вечеря" - последнее большое произведение Леонардо в Милане.
Потом вторглись французы, он уехал в Мантую и Венецию, затем вернулся во Флоренцию, где работал у Чезаре Борджия в качестве военного инженера.
Именно в этот период да Винчи создал "Спасителя Мира" (1500), а чуть позже и ту самую противоречивую картину - "Мону Лизу" (1503-1506), ставшую в ХХ веке, наверное, самым масштабным маркетинговым ходом всех времен.
Прочитать о знаменитой Джаконде можете здесь - В чем секрет Моны Лизы? Почему она самая популярная картина в мире?
Но у нас на повестке дня мужская версия Джаконды, а именно Иисус Христос.
Каштановые локоны и смотрящей в упор на зрителя взгляд (в общем-то и Мона Лиза пристально смотрит на нас, только она, хоть и несколько скованно, но улыбается (исходя из этой неестественности существует мнение о том, что Мона Лиза была немного не в себе, то есть дурочкой (объясняется этот факт с медицинской точки зрения), тогда как Христос серьезен и вдумчив).
Да и как не быть серьезным, когда ты держишь в своей ладони все благополучие мира?! (смотри на хрустальную сферу).
"И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (Ев. от Иоанна)
Будучи героем своего времени, а я напомню, что эпоха Возрождения - это тотальный антропоцентризм, поставивший человека на место Бога, Христос да Винчи лишен нимба.
Это Человек. Но это Всечеловек - властитель мира сего (примета могущества - шар). Отсюда и монументальность, и максимальная приблеженность к зрителю, и этот небесно голубой цвет одежд, и сам шар, совершенство непрерывной формы (круг) которого (включая семантику самого материала) наделяют сферу чудесными свойствами (а Христос и будет творить чудеса).
К слову о материале шара. Он сделан из горного хрусталя, чистейшей разновидности кварца, на что указывают крошечные крапинки и включения, кропотливо (читай, дотошно) воспроизведенные Леонардо. В эпоху Возрождения было широко распространено поверье, что этот минерал обладает огромными магическими силами (его кристаллы устанавливались в реликвариях времен Средневековья. Магия и религия. Нет, это не богохульство, это средневековье).
А теперь про джокер да Винчи - его СФУМАТО. Сфумато - это такая туманная дымка, благодаря которой очертания лиц и рук растушевываются, в виде мягких переходов от света к тени.
В "Спасителе" сфумато ГИПЕРТРОФИРОВАННО - мы видим лицо Иисуса сквозь густой туман (поэтому кажется, будто Христос слепой. Или ясновидящий (пророк, мессия, Учитель и далее по списку, тут подходит все)). Сфумато привносит в образ ту самую толику таинственной загадочности - плавность линий, величественное спокойствие позы, застывшее движение руки в благословляющем жесте (читай, Он нас прощает).
Не ужившись во Флоренции Леонардо уехал снова в Милан, потом в Рим. Там его обвинили в гомосексуализме (не беспочвенно) и да Винчи уехал во Францию, будучи очень и очень старым человеком. При дворе короля Франциска I Леонардо уже почти не работал (читай, делал для короля наброски различных сооружений и пытался систематизировать свои теоретические труды, которые позже один из его учеников, сопровождавший его во Франции, Франческо Мельци, опубликует).
Вазари - автор знаменитых "Жизнеописаний", описывая Леонардо, в общем-то сформулировал и его Спасителя: "блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснил каждую омраченную душу", сила же его была такова, что он "правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец".
Советую прочитать - 10 картин, изменивших мир.