Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Калигула" (1979) и "Искусство любить" (1983)

КАЛИГУЛА / CALIGULA. 1977

Пожалуй, главной сенсацией "пеплумов" 1970-х стал эпатажный опус Тинто Брасса "Калигула" с Малколмом Мак-Дауэллом ("Заводной апельсин", "О, счастливчик!").

Вопреки прежним традициям античных киносюжетов, где фривольность была, разумеется, не последним, но далеко не решающим козырем экранного зрелища, Тинто Брасс ("Салон Китти", "Каприччо") сделал ее по сути основным аттракционом.

-2

Более того, в полном варианте фильма есть эпизоды определенного свойства, из-за чего выпуск картины задержался на два года (выход в прокат - 1979 год).

Коммерческий успех этого среднего в художественном отношении фильма, вызвал целую лавину подражаний. На рубеже 1970-х-1980-х годов на европейские экраны вышла целая обойма низкопробных "пеплумов", как правило, итало-германского производства, где малоизвестные актеры вовсю пытались имитировать демонизм Мак-Дауэлловского Калигулы и со смаком разыгрывали смелые сцены...

-3

Да, немалое число мерзавцев довелось переиграть Мак-Дауэллу за тридцать лет работы в кино - европейском и американском. Однако для большинства любителей видео имидж Мак-Дауэлла наверняка ассоциируется не с его вершинными ролями у Кубрика и Андерсона, а со скандальной популярностью "Калигулы" Тинто Брасса.

Сам Мак-Дауэлл остался доволен итоговым результатом съемок этого дорогостоящего костюмного боевика с целым букетом звезд первой величины:

"Нравиться публике - необязательно. Мне нравилось сниматься в "Калигуле". И хотя этот фильм и повредил моей карьере, я горжусь своей ролью".

Однако волновавшая актера тема Власти безнаказанного насилия, впечатляюще заявленная во многих сценах картины, растворилась в эпатажных эпизодах.

Александр Федоров, 1993

-4

ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ / L'ART D'AIMER D'OVIDE. 1983

... Огромный белый попугай с желтым хохолком. Красный веер. Бледно-коричневые, серовато-голубые цвета с внезапными алыми вспышками вина в хрустальном бокале. Блеск золотых украшений в полумраке. Белый лебедь в бассейне. Женская натура в духе позднего Энгра...

Это мир Валериана Боровчика, искушенного мастера кинематографа наваждений, снов маний и игр…

В 1980-х годах Боровчик работает с переменным успехом. После вольной экранизации повести Роберта Льюиса Стивенсона под двойным франко-английским названием "Доктор Джекил и женщины" ("Странная история доктора Джекила и мисс Осборн", 1981) он снимает фантазию на тему трактатов Овидия "Искусство любить") с Мариной Пьеро, Микеле Плачидо, Массимо Джиротти и Лаурой Бетти.

-5

Визуальный ряд этой картины сопровождался закадровым чтением оригинальных текстов знаменитого древнеримского поэта.

Не могу сказать, что Боровчику удалось создать шедевр, однако изобразительная часть картины, несмотря на погрешности вкуса, по-прежнему остается самой сильной стороной режиссера.

Игра с оттенками тканей, свето-цветовыми потоками, женской натурой, пластикой движений, бесспорно, впечатляет.

Лицо и тело Марины Пьеро с ее скульптурными формами, густыми прядями темных волос и взглядом, исполненным любовного томления, как нельзя лучше подошли для "анимационных" методов Валериана Боровчика.

Снимая актрису сквозь аквариумное стекло или воду бассейна, камера создает живописные композиции "любовного искусства"...

Александр Федоров, 1990