Найти в Дзене
Стив Май

Математика 6 класс. Петерсон Л.Г. Обзор учебника. Часть 1

Оглавление

Математика 6 класс. Петерсон Л.Г. Обзор учебника. Часть 1

Попался мне в руки учебник авторства Л. Г. #Петерсон за 6 класс. Раньше я много писал о её псевдоматематике для начальной школы, в комментариях к таким статьям мне часто писали, что у Людмилы Георгиевны выпущены учебники для средней школы, и вот я добрался и до них.

Начну сразу с 6 класса (почему-то он меня зацепил). Учебник просто шедевральный! Особенно его оценят математики, физики, инженеры - в общем те, у кого есть математическое образование (в отличие от Л.Г. Петерсон). В нём куча всего интересного, поэтому приготовьтесь к целой серии статей. Чтобы быть в курсе событий, рекомендую сразу подписаться на мой канал.

Обложка учебника
Обложка учебника

О книге

#Учебник позиционируется, как продолжение серии "учись учиться" для начальной школы, по которой я уже пару раз проходился. В общем-то, здесь всё честно - книга в лучших традициях тех учебников. На обложке написано слово #математика

Общее впечатление

Когда я первый раз взял в руки этот учебник, я уже был готов к чему угодно. И Людмила Георгиевна меня не разочаровала.

Вполне ожидаемым стало жонглирование терминами (научными и псевдонаучными). Это, в общем-то неизбежно в подобном труде. Петерсон старается адаптировать темы технических ВУЗов для школьников, поэтому в её псевдоматематике и появляются такие термины, как "мешок", "бусины" и т.п. Первым в этом учебнике оказался термин "предложение". В тексте говорится, например, об "утверждениях" и отрицаниях к ним, и тут же даётся таблица, в которой в том же смысле используется "предложение". Получается, что это как бы синонимы (что, строго говоря, не так).

Фрагмент страницы учебника
Фрагмент страницы учебника

Чем не угодил автору более удачный и популярный в школе термин "высказывание" - трудно сказать. Тем более, что в ФГОС есть таковой, а её "предложений" - нет (не путать с предложением в лингвистике).

Невнятные определения - это конёк Людмилы Георгиевны. Свежи ещё в памяти "стадо чашек" и "бригада коров". Но в этот раз меня "порадовали" откровенно неправильные* определения.

Определение переменной. Рекомендую разобрать предложение по составу
Определение переменной. Рекомендую разобрать предложение по составу

* Строго говоря, определение в принципе не может быть неправильным, но может быть не таким, какое используется в науке.

По Петерсон получается, что величина - это обозначение. (кто с этим согласен, рекомендую прочитать что-нибудь типа В.А. Гусев и др. "Изучение величин на уроках математики и физики в школе")

Вишенкой на торте стало введение в средней школе математических кванторов (кому интересно, что это - вот ссылка на Википедию) и символической записи высказываний.

Формулировка шапки таблицы как бы намекает, что русский язык - не связан с логикой.
Формулировка шапки таблицы как бы намекает, что русский язык - не связан с логикой.

Первые два высказывания довольно смешно переведены на "логический язык" (она бы ещё на python или html переводила). Обратите внимание, например, на строку №4. В ней ложное высказывание, которое стоит в одном ряду с истинными. Представляете лицо преподавателя по матану, которому студент заявит, что 2 - не является натуральным числом, т.к. всякое натуральное число больше 2. А на вопрос "с чего Вы взяли это?" ответит "так в учебнике математики написано".

Неадекватность многих задний, как всегда, зашкаливает. Можно посмотреть глазами ученика 6 класса на задание:

-5

Вы пробовали найти в интернете, как выглядит, например, доказательство основного свойства дроби (п. 3)? Нет? Рекомендую поискать.

Какими методами доказательств владеет шестиклассник? Индуктивным? Конструктивным? Доказательство от противного? Доказательство запугиванием?

-6

При такой заявленной мощи учебника, задания на смекалку "найди два одинаковых рисунка" смотрятся очень забавно.

Алгоритмы они такие алгоритмы

-7

Не может Петерсон обойтись без алгоритмов даже таких простых вещей, о которых мы "знаем из начальной школы".

Эти алгоритмы стали, разве что, чуть более завуалированными, и... как бы это сказать точнее? "Подсознательными" что ли? В общем, такими, что труднее заметить, когда подсел.

Пока на этом всё

Ждите продолжений обзора.

А тем временем, подписывайтесь на канал и читайте другие статьи о Петерсон:

Математика 6 класс. Петерсон Л.Г. Обзор учебника. Часть 1

Математика 6 класс. Петерсон Л.Г. Обзор учебника. Часть 2. Величины.

Математика 6 класс. Петерсон Л.Г. Обзор учебника. Часть 3. Логика

Здесь будут ссылки на следующие части