Найти тему
Наталья Баева

В корсете "приличий".

"Для чего живём?" - вопрос, который русские женщины стали задавать себе во времена Раскола, а может быть, некоторые и раньше. Но во весь рост вопрос этот встал перед "слабым полом" только в девятнадцатом столетии - назрело и перезрело противоречие между высоким уровнем образования женщин (по крайней мере в "верхах" общества) - и невозможностью выбора жизненного пути. Отсутствием выбора.
"Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей"...

Это Пушкин - о своей любимой героине. "Не - не - не" и "без-без- без".
Никто не заподозрит Александра Сергеевича в любви к бесхарактерным красавицам, но почему, желая похвалить Татьяну, он подчёркивает её... не то предельную замкнутость, не то бесцветность?

Читатель - то знает , что Татьяна - личность, но почему этого не должны видеть люди, её окружающие?

Современники это понимали. И мы поймём, если прочтём повесть, написанную современницей Пушкина, Еленой Андреевной Ган. "Идеал".

Юные женщины, Оля и Вера, выросли вместе, как сёстры. И выросли они в Крыму - вдали от всех светских условностей. Роскошная природа, любящая семья, образование и самообразование, любовь к книгам... Прекрасно? Естественный человек - идеал Руссо? Но идиллия кончилась. Замужество обязывает проводить время с людьми "твоего круга", чужими, и как правило неинтересными. А поскольку пренебречь этой обязанностью нельзя, как быть?

Вера разобралась в ситуации быстро: главное - чтобы о тебе НЕ ГОВОРИЛИ. Никак - ни хорошо, ни плохо. Превратиться в невидимку, понятно, невозможно, а значит - выгляди и веди себя так, чтобы скучающим жёнам чиновников и полковников было нечего обсуждать. Чтобы ни в платье твоём, ни в поведении, ни даже в улыбке или гримасе они не нашли, за что зацепиться, из чего сделать новость. И ничего, если для этого придётся вообще не улыбаться, не морщиться, не удивляться...

Ей-ей! не то чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Вот так. И обсуждать обществу, жаждущему новостей, НЕЧЕГО.

Но позвольте, это же оковы, наложенные добровольно? Пожизненная тюрьма? Да, но ведь и в тюрьме можно устроиться с комфортом...
Вера признаётся подруге, что теперь она любит только себя. Все блага, которые она получила благодаря удачному замужеству, надо принимать как заслуженные - заслужила игрой по правилам. Свободу мыслей и чувств отнять никто не может, а свободу поступков ... надо себе создать. Действовать умно - так, чтобы никто ничего и не понял.

Но Ольге всё это кажется лицемерием. Любит она Верочку, но как понять и принять то, что после двухлетней разлуки они не могут как следует обрадоваться встрече, поцеловаться? На них смотрят, видите ли! И те, кто смотрят, помнят, что они - не родня! Ах, подумают, ах, что - то скажут!

Но свобода для души - это да. Никто не отнимет её возвышенной любви к Поэту, стихи которого она шепчет, как молитвы. Никто не отнимет её мечты - хоть раз увидеть этого романтического героя, стоящего неизмеримо выше простых смертных, кушающих трижды в день...

Должны же иногда мечты сбываться? И Поэт Анатолий - вот он, на расстоянии вытянутой руки! В салоне! И с мужем Ольги познакомился, и приглашён в их модный дом. А не предупреждала ли Верочка: "Не приближайся к своему идеалу?"
Нет, ничего плохого Вера о Поэте не знала, но она поняла главное: при ближайшем рассмотрении любой "идеал" оказывается человеком. Всего лишь человеком.

Но Оленька счастлива. Тот, кто красиво страдает в стихах, в жизни умеет страдать ещё красивее! Как он любит, как не может жить без "благосклонности" своей обожательницы, как тяжко болеет от невозможности соединиться с "единственной, кто его понимает"!

-3

Читателю уже ясно, что это - игра пресыщенного, избалованного лёгким успехом салонного "гения", а Оленька и не подозревает...Что же открыло ей глаза, случай? Да, но этот "случай" создала она сама. Ослепление умной женщины всё же не дошло до того, чтобы не увидеть очевидного. Но это - ещё одно "горе от ума"! Разве не была бы она счастливее, заблуждаясь? Каково это - узнать, что твой идеал поспорил в своей мужской компании, что с этой глупой поклонницей, хотя она и надоела, дело "будет доведено до конца"?

Горячка, чуть не чахотка - а общество вполголоса гадает: стала ли болезнь результатом "падения", или наоборот, болезнь падению воспрепятствовала?
Но от общества и ждать больше нечего, а вот если таков самый талантливый, самый возвышенный, самый романтичный и самый страстный - то... каковы же тогда остальные?! И какой же глупостью была мысль - всю жизнь благоговейно служить гению! Но если не гению, то кому и чему? Жизнь без высшей цели - не жизнь...

Нет, искусственно сокращать себе срок земных испытаний Ольга не станет. Просто успокоится на том, что люди - это всего лишь люди. Если живёшь среди тех, кому просто нечем жить, кроме сплетен и интрижек - что делать? Если не хочешь уподобляться? Решить для себя, что люди другими быть и не могут, что совершенен только бог? Только он и достоин Служения?

Как в таких случаях говорят крестьянки, "корову бы ей. А лучше - двух".