Начинать развивать мыслительные процессы у детей с ОВЗ следует с раннего возраста. Так как все психические процессы связаны между собой, то предложенные игры не только помогают в формировании мышления ребенка, но и направлены на развитие речи, внимания, памяти, мелкой моторики.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать следующие игры:
"Покормим зверят"
Раскладываем перед ребенком картинки с изображением различных зверей и пищи, предлагаем "накормить" каждого животного.
"Скажи наоборот"
Говорим ребенку слово, а он отвечает противоположным по смыслу (большой-маленький, грустный-веселый). Лучше начинать игру с использованием картинок и постепенно переходить к устному варианту игры.
"Отгадай"
Сложите в коробку несколько игрушек и предложите ребенку рассмотреть их. Далее закройте коробку и опишите одну из игрушек. Попросите ребенка отгадать игрушку.
"Классификация"
Разложите перед ребенком несколько картинок и попросите распределить на группы подходящие картинки.
"Исключаем лишнее"
Разложите перед ребенком 4 картинки, три из которых относятся к одной группе, а 4 к другой (например, три предмета одежды и один фрукт). Спросите ребенка какая картинка не подходит к другим.
"Небылицы"
Раскладываем перед ребенком две картинки. На одной изображены явления, которые могут встречаться в жизни. На другой небылицы (например мальчик в зимней одежде лепит снеговика летом). Также можно рассказать ребенку выдуманную историю с небылицами и попросить ребенка сказать, чего быть не может.
"Предмет-действие"
Предлагаем ребенку соотнести картинки с изображением предметов и действий, которые выполняются с помощью этих предметов (например: ложка – ребенок ест).