Уже много раз я и в частных профессиональных разговорах, и на совещаниях РЖД разного уровня (вплоть до главного по пассажирским тарелочкам - Пегова), и у себя на канале говорил и продолжаю настаивать: наши ВСМ должны проходить через аэропорты.
На маршруте Питер - Москва таких очевидных точек две - Пулково и Шереметьево. Да, это удлиняет маршрут (всего на 2-3%), да это увеличивает время в пути (всего на 15-20 минут). Но это даёт огромный мультимодальный эффект - пример Франкфурта перед глазами.
Плюсы такого решения:
- мы получаем дополнительный вокзал ВСМ в пределах агломерации (сокращая общее время поездки для ближайших районов).
- создаём возможность быстрой пересадки с самолёта на поезд и, тем самым, генерируем новый "спровоцированный" пассажиропоток как для авиа-, так и для жд транспорта. Это уже не отраслевой, а общегосударственный эффект - синергия, как говорится.
- в случае с Питером-Москвой - перетягиваем пассажиров с самолётов на поезда. Доехать по ВСМ становится быстрее, чем лететь (сейчас, в большинстве случаев, время "от двери до двери" сопоставимо).
Но, увы, РЖД ввиду собственной зашоренности и (что уж греха таить) непрофессионализма многих ответственных сотрудников, идею захода ВСМ в Шереметьево и Пулково фактически и не рассматривало.
И вот, 9.12.2020, РЖД объявляет о том, что ВСМ пройдёт через Великий Новгород. Круто? Абсолютно да. Шквал аплодисментов!
Мне лично вообще не понятно, почему вообще рассматривались варианты трассы без крупного "попутного" региона. Но не суть. Речь о другом.
Трасса новой линии пройдёт в районе существующего пересечения М10 (это та, которая старая) и Волхова. В этом же районе расположен (скорее всего, случайно так получилось) полумёртвый бывший военный аэродром Кречевицы.
Картинка выше - мои прикидки на основании материалов из открытых источников и она может в деталях не совпадать с тем, что реально напроектировал Ленгипротранс. Но долгое время я работал именно там (и даже разрабатывал ВСМ Москва - Адлер на участке Тула-Ростов) и логику местных проектировщиков знаю пофамильно.
Так вот, речь не о трассах (о них - напишу, если интересно будет, в отдельному посте) - речь о Кречевицах. Благодаря ВСМ, этот аэропорт оказывается на расстоянии 1,5 часов от центров ОБОИХ крупнейших городов страны. Особенно если, Новгородскому губернатору Никитину удастся протащить зелёный вариант.
Кречевицы волею бездарного планирования РЖД развития своей сети внезапно оказываются ЕДИНСТВЕННЫМ аэропортом в России, находящимся на ВСМ!
А дальше - простая экономика. В Шарике аэропортовые сборы запредельные, в Пулково поменьше - но всё равно дорого для маленьких авиакомпаний. Мы получаем фантастическую возможность сделать свой AirBaltic. И даже не один. Полосы длиной 2500 м более чем достаточно даже для A320.
А если посмотреть географию возможных перелётов, то видно, что помимо очевидного окучивания ОБЕИХ столиц в Европу (та же Рига, Таллинн, Хельсинки, Стокгольм... Питер вообще с удовольствием променяет Лаапенранту для полётов в Берлин, Прагу...), этот аэропорт ещё и прекрасно ложится в госпрограмму развития региональной авиации - Псков, Петрозаводск, Череповец, Апатиты, Мурманск, Воркута, Архангельск... и это - только ближний "Северо-Западный" круг. Даже Жуковский проигрывает всё северо-западное направление.
Осталось только Никитину не протерять такую удачу - пока Ленобласть телится с Сиверским, а Пулково - со Смольно-РЖДшными городскими электричками/Аэроэкспрессом...
Читайте мой ТГ-канал - там больше интересного.