Польша встает на путь электромобилизации. Наш западный сосед – Польша решила стать лидером по производству транспортных средств с нулевым выбросом в восточной части Европы.
Наш канал узнал о планах возрождения автомобильной промышленности этой страны и оценил перспективы выхода польских электромобилей на российский рынок.
Но сначала предыстория. В годы социализма польский автопром был одним из самых крупных в социалистическом лагере. Здесь сразу выпускались две лицензионные модели ФИАТа (FIAT-125p в Варшаве на заводе FSO и FIAT-126p на заводе в Силезии в Тыхах), а приставка «p» означала «польский». По лицензии французского автопроизводителя Berlier выпускали автобусы Jelcz. Также польское автостроение было представлено автомобилями марок Star, Nysa и Zuk, которые были известны у нас.
В постсоциалистические годы ряд производств канули в лету, как например, варшавский завод FSO, который сегодня простаивает. Фиатовский завод в Верхней Силезии приватизирован итальянской компанией. Также свои новые заводы построили немецкий MAN и японская Toyota. Первый выпускает грузовики, превратив площадку под Краковом в крупнейшее зарубежное предприятие вне Германии, а вторая производит дизельные двигатели для легковых автомобилей.
Но даже при столь крупных инвестициях Польша явно отстает от своих соседей Словакии, Чехии и Венгрии, где и производств западных автоконцернов больше, и их мощности выше.
Исправить ситуацию поможет только переход на электрическую мобильность, которая откроет новые возможности для страны.
Еще в 2016 году правительство Польши заявило о планах к 2025 году увеличить парк до 1 миллиона электромобилей. Это амбициозная задача - сегодня их около 15 000. Но официальные лица надеются, что растущий интерес к электромобилям будет способствовать увеличению спроса на электрический транспорт. Для вывода их на рынок Польша готова выделить 5 млрд злотых ($ 1,3 млрд). Но самое главное, это построить свой польский электрокар.
Для чего планируется сначала освоить бюджетный сегмент, чтобы сделать электромобилизацию у нашего западного соседа массовой.
Государственная компания ElectroMobility Poland разработала прототипы электрического внедорожника и хэтчбека под маркой Izera. Модели ориентированы на бюджетный рынок, и их выпуск запланирован на 2023 год. Дизайн для прототипов ElectroMobility разработала итальянская компания Torino Design.
Для сотрудничества в деле польской электромобилизации нужны зарубежные партнеры. Самостоятельно поляки сделать свой электромобиль не смогут, как не смогли в свое время в период социализма построить самостоятельно ни легковые модели, ни грузовики, ни автобусы, а только с помощью покупки лицензий зарубежных моделей.
Сейчас переговоры идут с немецкой компанией Volkswagen по поводу использования платформы MEB, а также - с Toyota и Hyundai по вопросам их архитектур, оптимизированных для электромобилей.
Такую позицию по переговорам с ведущими зарубежными автокомпаниями поддерживает польский производитель аккумуляторных батарей и воздушных фильтров PZL Sedziszow. В PZL Sedziszow считают, что правительственный план по созданию и производству двух моделей электромобилей привлечет на рынок больше мировых автопроизводителей. А владелец PZL Sedziszow Адам Сикорски уверен, что новая мобильность поможет реально увеличить производство автомобилей в Польше.
Глава госкомпании ElectroMobility Poland Петр Заремба сообщил, что Польша хочет получить лицензию на производственную платформу у иностранного партнера, чтобы уменьшить риски. По его словам, если начать с малых масштабов, это позволит польским поставщикам расти вместе с проектом, и укреплять свою конкурентоспособность. Что также поможет им на зарубежных рынках. На данный момент компания уже использовала стимулы для привлечения таких азиатских поставщиков аккумуляторов, как LG Chem и Guotai Huarong. А Volkswagen Group заявила, что планирует лицензировать свою электрическую платформу.
Министр по климату Польши Михал Куртыка уверен, что поляки поддержат национальный автомобильный бренд, а его успех может поднять международный авторитет поставщиков страны. Даже если проект не увенчается успехом, он все равно может дать толчок сектору автокомпонентов.
В общем, через два года ждем польский электромобиль.