На носу зима, а я продолжаю исследовать вопрос покупки кемпера или дома на колесах. Вопрос тепла для меня важен, потому что, будь я один, я бы несильно заморачивался, но у меня есть жена и дети, которые холод не любят, да и не хватало только простудиться в поездке.
Так как своего автодома или кемпера у меня нет, мне пришлось лопатить интернет и Ютуб, искать и смотреть разные замеры, которые делали блогеры и путешественники. Я выбрал два наиболее показательных случая.
Первый. Прицеп. Или дача на колесах. Там стоит традиционный газовый конвектор, который и ставится обычно в заводских домах на колесах. Мощность может быть разной, потребление в зависимости от мощности от 50 до 300 мл газа в час.
Эксперимент показал, что при температуре на улице - 15°С промерзший за многие дни стояния на улице кемпер прогрелся до +12°С за час, до +16 за 2 часа и до +20 за 3 часа.
Стоит отметить, что у таких отопителей есть два режима. Просто нагрев, в этом случае в ногах будет градусов на 7 холоднее, чем над головой. И нагрев с раздувом, когда горячий воздух будет раздуваться через сопла во все отдаленные уголки и принудительно перемешиваться вентилятором.
Второй режим отличается от первого только энергопотреблением. На длительной стоянке от двух и более суток в таком постоянном режиме есть вероятность высадить аккумулятор в ноль.
Как вариант можно включать раздув ненадолго, а на ночь переводить котел в режим обогрева без раздува, спать будет комфортно. И да, когда кемпер уже прогрет, мощность можно уменьшить, так как для поддержания тепла требуется гораздо меньше энергии. Обычно у таких штук есть режим автоматического включения-выключения по температуре.
Второй показательный пример - самодельный кемпер из фургона Мерседес. Замеры проводились при температуре минус 20°С. В качестве источника тепла использовался автономный дизельный обогреватель типа Вебасты, но подешевле - Плонар. Максимальная мощность 4 кВт, но фургон прогревался до вполне теплых +23°С на мощности 2,5 кВт, а ночью даже пришлось убавлять и снимать пижаму, оставаясь только в нижнем белье под одеялом, потому что стало жарко. Расход дизеля в таком режиме около 250 мл в час. То есть 12 часов тепла обойдутся примерно в 150 рублей.
К минусам можно отнести шумность. В зависимости от производителя шум может быть больше или меньше, но спать нормальному человеку это в любом случае не мешает. Ещё один нюанс - энергопотребление, которое требуется на разогрев свечи. Проблема примерна та же, что и с газовым конвектором. За 3-4 суток непрерывной работы можно высадить аккумулятор. Впрочем, этот минус только для тех, кто собирается надолго останавливаться. Для всех остальных проблем не будет, так в движении аккумулятор будет заряжаться.
***
Есть и другие способы обогрева домов на колесах. Как вариант - дровяные печи. Их, кстати, нередко используют в Европе в самодельных домах на колесах, но в России это мало распространено. Плюс такого отопления - если есть чем топить, то нет никаких затрат ни в плане электричества, ни в плане финансов. Минусы - громоздко и при некоторых стечениях обстоятельств возможно задымление со всеми вытекающими последствиями.
Ещё один из возможных вариантов - это инфракрасный газовый обогреватель. Он очень компактный, размером примерно 15 на 15 см. Принцип работы как у всех инфракрасных обогревателей - он нагревает предметы, а они уже отдают тепло. То есть нагреваешь ты не объем, а площадь. Несмотря на все свои плюсы эта штука также не совсем безопасна в домах на колесах, так как имеется открытое горение и как следствие не только поглощение кислорода, но и выделение продуктов горения, что может привести к проблемам и летальному исходу при самом плохом раскладе. Надо грамотно продумывать вентиляцию и приток свежего воздуха.
***
Однако тема моей статьи о другом - не замерзнешь ли зимой в автодоме? Ответ однозначный - нет. Протопить кемпер до комфортной температуры, чтобы можно было снять верхнюю одежду, можно за 2-3 часа, а с поддержанием температуры вообще никаких проблем. Причем, чем лучше теплоизоляция автодома, тем проще. Но даже стандартные европейские кемперы спокойно выдерживают средние морозы в минус 15-20 градусов по Цельсию.
Ещё интересно: Мой канал в Телеграме
Два года с Nissan Leaf в суровых условиях Сибири
"Он вообще нормальный?" - зимой на велике
Главные ошибки автовладельцев при покупке, установке и использовании сигнализаций