Найти тему
ВОЕНВЕД

Башкиры так и не стали оплотом самодержавия

Башкирский народ с самого своего вхождения в Российскую империю не давал спокойствия царским чиновникам и войскам. Причин тому было множество. Это и неудачные попытки силой крестить башкир, после которых следовали лютые репрессии в Уфе со стороны администрации, это и понимание того, что башкирские племена просто надули, выкупив у них вотчинные и кочевые земли за копейки.

Из истории вопроса. Сближение с Россией начиналось благоприятно. Еще Иван Грозный башкир привечал, дабы не отваживать от себя народы, которые могли поддержать Казанское ханство.

В никоновской летописи сказано:

Послал по всем улусам черным людем ясачные грамоты, чтоб шли к государю. А их государь пожалует, а они бы ясак платили яко же и прежним Казанским царям...

И уважаемые бии племен минцев, табынцев, юрматинцев, енеев и гайнэ пришли к царю на поклон. И Иван IV даровал башкирскому народу вечное право на вотчинные земли, пожаловав легкий ясак с каждого племени в 1741 куницу и 72 кг меда в год. Всем башкирским племенам была дарована грамота с тамгой, в которой утверждались границы земель и права. Царь также обещал не вмешиваться в вопросы религии.

Источник: infourok.ru
Источник: infourok.ru

Но прошло время, цари менялись, и отношение к этому в общем-то благодушному, терпеливому и спокойному народу изменилось в пользу излишних требований. Едва было покончено с Ногайским и Сибирским ханствами и Россия закрепилась на своих границах, как началась интенсивная колонизация земель.

Казаки и русские крестьяне на переселенческих обозах хлынули по трактам в восточную сторону. России требовалось ставить заводы, остроги, разрабатывать рудники, вынимая из земли ценные металлы и уголь. Рубились леса, грязнились реки. И так получалось, что башкирские земли оказались в самой середине этой кипучей деятельности. А земли башкирских улусов были священны. Дарована грамота! - кричали старики, но кто их слушал.

Делегации в царственный Санкт-Петербург не помогали, посланников Башкирии просто никто не желал слушать. Императоры при своих увеселительных поездках, сталкиваясь с представителями башкирского населения, тоже не желали вникать в его горести и беды. Башкиры считали несправедливыми царские налоги и подати. И это ожесточило народ.

Локальные бунты начинали вспыхивать еще при Алексее Михайловиче Романове, и разрастались, как пал сухой травы в степях. Башкиры объединялись с калмыками и ногайцами, поднимали татар, осыпали тучами стрел разъезды стражников, нападали на государственные обозы, жгли имения управляющих. Горело Закамье и Тобол, рушились остроги и церкви, разорялись соляные городки, а их работники бежали под укрытие крепости Уфы, в ответ царские войска не церемонились. Но сговорились, все пожалования Ивана IV были возвращены башкирскому народу.

Уже при Петре Первом все былые привилегии для башкир были снова отменены. Вместо символического ясака на плечи башкирского народа взгромоздили ярмо из 72-х казенных податей. И снова разгорались бунты против несправедливости. Самодержавие бунты давило, а в ответ строило заградительные защитные линии, рассекающие степь, Закамскую, Новокамскую и Оренбургскую, облекая башкирскую землю в стены фортификаций, так создавалась резервация.

Когда в уральских землях появился новый "царь Петр III", который пообещал всем угнетенным волю, царскую милость и свое благодушие - башкиры не остались в стороне. Десятки тысяч башкирских всадников влились в отряды Емельяна Пугачева и бились за свою независимость. Но суроптив картечей, ядер и свинцовых пуль регулярной армии стрелы и копья - оружие слабое. Бунт был подавлен, виновные наказаны. Рвали ноздри и угоняли на каторгу, улусы разорялись, башкир притесняли все больше.

Но едва России требовалась воинская помощь в войнах - все внутренние распри забывались, и башкирские полки самоотверженно выступали на стороне Русской армии. Так было при Нарве, в Крыму, так было и в войне с Наполеоном. И в Первую мировую войну только из Уфимской губернии было мобилизовано 320 тысяч человек, в большинстве своем, представителей башкирского населения.

Но едва российское самодержавие рухнуло и потребовались силы для его возвращения и реставрации - башкиры за царя не вступились. Царский режим много чего обещал, но, в основном, обманывал и все отнимал. Башкиры собрали всебашкирский курултай, организовали свое правительство и стали проводить политику автономии в составе России. Но когда довольно быстро с независимостью и нейтралитетом наигрались, пришел черед выбирать - на чьей стороне быть башкирам.

Уже в феврале 1919 года был сформирован военный корпус "красных башкир", а многие крестьяне и рабочие Башкирии к тому времени уже участвовали в боях против белоказаков. 20 марта 1919 года подписан договор между РСФСР и Башкирским правительством о создании Башкирской АССР. Быть в России и с Россией - но полноправным братским народом, а не вассалом, вот что выбрали башкиры.