"Конструктор красного цвета" (Россия, 1993)
В одной из рекламных аннотаций жанр фильма "Конструктор красного цвета" определяется как "интеллектуальный триллер", в котором при помощи метода психореконструкции воссоздается "неопубликованная глава "Волшебной горы" Томаса Манна.
И в самом деле, в фильме Андрея И звучит внутренний монолог от имени одного из погибших манновских героев.
Однако необычность, шокирующая провокационность фильма определяется вовсе не этим.
Используя свою богатую вгиковскую практику в мастерской научно-популярного фильма, режиссер с помощью редчайших архивных кадров рассказывает жуткую натуралистическую (якобы произошедшую на самом деле) историю попытки создания отечественными военными медиками 1940-х-1950-х годов так называемых биороботов, пригодных для военных действий в экстремальных условиях. Опыты над трупами в морге, сиамскими близнецами, монстрами, состоящими из различных частей тел погибших людей...
Вот он, безжалостный скальпель красного конструктора, руководствовавшегося идеями самого передового в мире учения!
Сделанный на стыке документального и игрового кино, эпатажный по своему материалу, мистификаторский фильм Андрея И резко отличается от иных дебютных картин молодых режиссеров.
Отсюда и неоднозначность зрительских реакций. Одни упрекают "Конструктор..." в жестокости и отсутствии христианского сострадания, другие /мне, правда, лично увидеть не удалось/ - падают в обморок во время сеанса...
Александр Федоров, 1993
"Куколка" (СССР, 1988)
Бывшая олимпийская чемпионка по гимнастике, которая всегда привыкла быть первой, воспринимала как должное, свои заграничные поездки и интервью. И вдруг... После травмы она оказывается выброшенной из спорта и приходит учиться в обычную школу... А там снова надо отстаивать свое место под солнцем...
Юная исполнительница главной роли Светлана Засыпкина играет свою роль весьма убедительно.
Зато Ирина Метлицкая в роли классной руководительницы выглядит, на мой взгляд, излишне экзальтированно, мелодраматично.
Вот почему любовное соперничество учительницы и ученицы на экране кажется театральным. Тем более, что предмет их любви - старшеклассник - фигура в общем-то условная, знаковая.
В свое время "Куколка" вызвала целый скандал в прессе и у "кинообщественности". Сегодня фильм уже кажется своего рода "классикой киноперестройки", когда авторам хотелось выплеснуть, выкрикнуть все, что у них накопилось за долгие "подцензурные" годы...
Александр Федоров, 1993