Как реальная дочь офицера, пропустить комментарии военного эксперта Михаила Ходарёнка по поводу внезапных событий в Нагорном Карабахе я, естественно, не смогла.
И многое, действительно, сразу встало на свои места.
Михаил Михайлович рассказал, что на самом деле произошло на днях в зоне конфликта. Детали таковы.
По соглашениям 9 ноября территории в Гадрутском районе, где произошли столкновения, армянские формирования должны оставить.
- Тем не менее они там задержались. И задержались изрядно. Азербайджанская сторона, насколько мне известно, сравнительно долгое время уговаривала их покинуть территории, которые должны быть взяты под контроль вооруженными силами Азербайджана. Из-за этого и получился инцидент, которому я не стал бы придавать оперативно-стратегическое значение. На данном этапе...
- Быстрому разрешению этого конфликта содействовали российские миротворцы, которые вывели армянские формирования, дав им достаточно короткий срок, чтоб собраться и покинуть эти территории. Вот и весь конфликт по большому счету.
- Поэтому говорить, что там накаляется обстановка, именно сейчас я бы все-таки не стал.
Но есть еще один фактор – не очень спокойная обстановка внутри Армении, заметил военному эксперту Гаспарян. И растущий градус реваншистского настроения может стать катализатором очередного скачка напряжения
- Одно дело возмущаться сложившимся положением дел на словах. И другое – располагать какими-то реальными силами для разрешения этой ситуации, - ответил эксперт.
Современных военных возможностей армянская сторона на сегодняшний день не имеет и эти реваншистские настроения останутся, на его взгляд, не более чем громкие заявления. Азербайджанская сторона в лице президента долгие годы создавала инструмент для решения своих политических вопросов, тратя на это немалые деньги...
- А война это продолжение политики другими средствами (надо записать и запомнить всем словосотрясателям). И он такой действенный инструмент создал. Армянской стороне это не удалось. А это вопрос не одного дня.
Тем не менее, аккуратно подбирая выражения, сказал Гаспарян - этот конфликт для Армении будет фактором отложенной истории. Он боится, что рано или поздно, всё начнется по новой. Какой есть люфт мирного времени для ситуации в Нагорном Карабахе?
Многие процессы при строительстве армии имеют инерционный характер, объяснил военный обозреватель. Представьте себе, что на вооружение принята какая-то система. Их должно быть достаточное количество, созданы определенные запасы, ремонтно-восстановительные органы, должны обучаться конкретные специалисты в вузах... Такие процессы измеряются в лучшем случае десятилетиями. Можно быстро закупить оборудование и специалистов за рубежом, обучить их силами своих, но даже если это будет происходить пожарными темпами – все равно от трех до пяти лет минимум.
Армен задал вопрос, который задают постоянно – а что же делали армянские власти все эти тридцать лет.
Михаил Ходаренок:
- После первой карабахской войны в армянском обществе укоренилось мнение, что противник достаточно слаб, мало боеспособен. И шапкозакидательские настроения сыграли не самую лучшую роль. Азербайджан тем временем не сидел сложа руки. География закупок военного оборудования – от Южноафриканской республики до Чехословакии (я тоже иногда по старой памяти так называю чехов, привычка). Турция, Израиль... Из Турции привлекались специалисты, которые готовили армию к боям. В Армении же – ну, это мое оценочное суждение – слишком долго почивали на лаврах. Были же тревожные звонки. Можно было посмотреть, как действуют турки в Сирии и в Ливии. Здесь уже и промахи разведки...
Но главное – Армении нужно было очень здраво оценивать возможности строительства своих вооруженных сил. В силу чего – пытаться, на его взгляд, разрешить конфликт политическими средствами. Что было еще возможно. Не надо было занимать непримиримых позиций. А здраво оценивать свою экономику и т.д.
- Мне кажется, они переоценили свои возможности и слишком отчаянно размахивали шашками. Но тема широкая, в нескольких предложениях не опишешь. Позиция, занятая военно-политическим руководством Армении, была совершенно неадекватна балансу сил в регионе. В результате – необычайно чувствительное поражение. Болезненное. Еще десятилетия оно будет ранить самолюбие армянского общества. И этот вопрос – да, представляется мне отложенным и не решенным окончательно.
Армен, конечно, не мог не спросить Михаила Ходарёнка, что тот думает о перекладывании ответственности за ситуацию на российских миротворцев, прозвучавшее из Еревана.
- Политическому классу Армении надо все-таки какие-то прививки сделать. Во-первых, от преувеличения своих сил и возможностей. Во-вторых, я бы на их месте прекратил их постоянные песни о том, что Россия им чего-то должна. Даже в конфликте в Гадрутском районе были такие настроения, что российские миротворцы должны обязательно поддержать их огнем, штыком и прикладом. А никто из миротворческого контингента не собирается втягиваться в боевые действия... Так и хочется сказать многим армянским товарищам, что самое главное в нашем деле, как говорил герой популярного фильма, это реализм. Вот его временами недостаточно во многих их действиях.