ЛОЛИТА / LOLITA. США, 1997
"Он слишком вторичен, чтобы его фильмы можно было рассматривать всерьез". "Он великолепный мастер зрелищного кино". Так часто говорят об одном и том же американском режиссере Эдриене Лайне ("9 1/2 недель", "Роковое влечение"), родившемся, впрочем, в Великобритании.
До своей дебютной картины "Лисы" Лайн был заметной фигурой в мире рекламного бизнеса и видеоклипов. Отсюда отточенный ритм монтажа, гармония музыки и изображения, особое внимание к актерской мимике и пластике.
Экранизация знаменитой набоковской "Лолиты" стала, пожалуй, самой скандальной работой Лайна.
Американские прокатчики сочли эту экранизацию романа Владимира Набокова мало подходящей для показа на широком экране.
Так что "Лолита" шла в основном в Европе.
По этому поводу сам режиссер иронически заметил: если бы Лолиту в фильме резал бы на куски какой-нибудь маньяк типа Фредди Крюгера, все было бы о'кей!
"Лолита" экранизируется уже не в первый раз (еще в начале 1960-х был снят одноименный фильм Стенли Кубрика). Но, на мой взгляд, в отличие от иных трактовок Эдиену Лайну удалось психологически тонкое и бережное прочтение прозы нашего знаменитого соотечественника.
Джереми Айронс убедительно создает сложный и неоднозначный образ европейского интеллектуала, раздираемого мучительными страстями и комплексами.
А юная дебютантка Доминик Суэйн с неподражаемой естественностью перевоплощается в Лолиту.
В фильме нет откровенных сцен. Но зыбкая аура ощутима даже в самых, казалось бы, нейтральных сценах. Взгляды, улыбки, мимолетные прикосновения...
И нежная грусть музыки Эннио Морриконе...
Александр Федоров, 2000
КИКА/ KIKA. ИСПАНИЯ, 1993
Один из самых модных европейских режиссеров Педро Альмодовар ("Матадор", "Цветок моей тайны") снова приглашает зрителей в свой причудливый мир страстей, желаний и сновидений. На сей раз с помощью художника по костюмам Жана-Поля Готье...
В "Кике" сплетаются излюбленные мотивы Альмодовара: скрытые и явные пороки, иронические цитаты и сатирические уколы, игра с жанрами комедии, фарса, триллера, детектива, эпатажного шоу...
Особенно хороша в этом супер-китче Виктория Абриль ("Свяжи меня!", "Высокие каблуки"). Ее закованная в причудливую броню от Готье и вооруженная "телеглазом" героиня выглядит устрашающим символом безжалостной журналистики, готовой на всё...
Александр Федоров, 1995