Я впервые заинтересовался буддизмом и медитацией в качестве волонтера Корпуса мира в Таиланде. Вернувшись домой и попытавшись продолжить практику самостоятельно, я быстро понял, что мне нужен учитель. Это было в 1967 году, и в то время на Западе было немного буддийских учителей. Итак, я вернулся в Азию, сначала остановившись в Индии, чтобы найти кого-нибудь, кто мог бы направить мою практику. Я ездил на горные станции в Гималаях, к сожалению, зимой, когда все тибетские учителя уехали на юг. Побывав в разных ашрамах, я оказался в Бодх-Гая, небольшой деревне в Северной Индии, где Сиддхартха Готама стал Буддой, Пробужденным.
Анагарика Муниндра, мой первый учитель, только что вернулся после девяти лет в Бирме и начал преподавать випассану, медитацию прозрения. Когда я впервые приехал, он сказал что-то настолько простое и прямое, что я знал, что пришел в свой духовный дом: «Если вы хотите понять свой ум, сядьте и понаблюдайте за ним». Когда он объяснял практику, я резонировал с этим прямым взглядом на природу ума и тела, на то, как создаются страдания и как мы можем быть свободными.
Все простые, хотя и не всегда легкие практики випассаны уходят корнями в одну важную беседу Будды: Сатипатхана сутту. Сатипатхана часто переводится как «четыре основы внимательности», но другой и, возможно, более полезный перевод - «четыре способа установления внимательности». С точки зрения осознания различных аспектов нашего опыта, этот небольшой сдвиг в переводе имеет важные последствия: он уделяет больше внимания самому процессу осознания, а не конкретным объектам нашего внимания.
Хотя я читал Сатипатхана Сутту много раз на протяжении многих лет, я был вдохновлен на построчное исследование ее значения после прочтения замечательного тома Аналайо «Сатипатхана: прямой путь к реализации». Его ясный анализ и глубокое понимание пробудили мой интерес к систематическому изложению этих учений Будды во всей их полноте.
Осознанность: Практическое руководство по пробуждению выросло из серии из сорока шести лекций, которые я прочитал в Лесном Убежище, ретрите для опытных практикующих Общества медитации прозрения в Барре, Массачусетс. В ходе этих лекций, помимо множества ссылок на оригинальные слова Будды, я также использовал книгу Аналайо, учения многих различных буддийских учителей и традиций, а также истории из моего собственного опыта медитации. На протяжении всей серии лекций и этой текущей работы я уделял основное внимание тому, как применить все эти учения на практике, чтобы изменить нашу жизнь и понимание.
Введение
ОСОЗНАННОСТЬ - ТАКОЕ ОБЫЧНОЕ слово. В нем нет духовной ценности таких слов, как мудрость, сострадание или любовь, и только в последнее время он вошел в лексикон обычного употребления. Я рос в пятидесятые и даже не слышал этого слова. И у шестидесятников, конечно, была своя уникальная лексика. Но, начиная с семидесятых годов и продолжаясь по сей день, внимательность становится самостоятельной. Все началось с медитационных ретритов, знакомящих с этой концепцией - и с практикой - все большее число людей. А затем с помощью таких программ, как снижение стресса на основе осознанности; Когнитивная терапия, основанная на внимательности; программы внимательности в школах, университетах и на предприятиях; и исследования в ультрасовременных лабораториях нейробиологии, потенциал, заложенный в этой способности разума присутствовать, осознавать, что происходит,, завоевывает всеобщее доверие и интерес.
В качестве всего лишь одного примера, все пациенты, участвующие в программе интегративной медицины Duke в Университете Дьюка, знакомятся с взаимоотношениями тела и разума и с концепцией внимательности. Джеффри Брантли, доктор медицины, основатель программы, сказал: «Внимательность лежит в основе всего, что мы делаем. Мы считаем, что чем более внимательными будут люди, столкнувшись с проблемами со здоровьем, тем они будут здоровее »1.
Несколько лет назад мой друг впервые разработал программу обучения практике внимательности второклассникам. Вот некоторые из оценок этих молодых практикующих:
«Внимательность помогает мне получать более высокие оценки».
«Внимательность помогает мне успокоиться, когда я расстраиваюсь. Она также помогает мне заниматься спортом и засыпать по ночам ».
«Спасибо за обучение осознанности. Внимательность изменила мою жизнь ».
«Внимательность действительно успокаивает меня».
«Внимательность - лучшее, что я делал в своей жизни».
«Я люблю внимательность».
Учитывая происходящий сейчас великий расцвет внимательности, было бы полезно изучить его корни. Откуда взялась эта практика? Каков диапазон и глубина его применения? Как мы можем понять его огромную преобразующую силу, которая пробуждает нас от сновидческих шаблонов нашей жизни? Хотя эта книга представляет собой подробное руководство по практике и пониманию внимательности, диапазон и глубина этих учений могут открыть новые возможности и уровни тонкости для применения внимательности в нашей повседневной жизни. Точно так же, как точная наука и инженерия космических путешествий принесли на рынок множество новых изобретений, так и глубина классического понимания, которое исходит из медитации, может принести новые практики и преобразующее понимание нашей жизни в мире.
Однажды за обеденным столом кто-то попросил меня в нескольких словах описать внимательность. Такие фразы, как «жить настоящим» или «присутствовать», дают первое представление о том, что такое внимательность, но спрашивают: «Что такое внимательность?» немного похоже на вопрос: «Что такое искусство?» или «Что такое любовь?» Полное погружение в глубины осознанности требует времени и исследований. В опыте внимательности есть множество смыслов и нюансов, которые могут обогатить нашу жизнь невообразимым образом. Эта книга - попытка добыть эти богатства.
В Сатипатхана Сутте, беседе Будды о четырех способах установления внимательности, есть широкий спектр инструкций для понимания процесса разум-тело и различные методологии для освобождения ума от причин страдания. Нам не нужно пытаться применять их все на практике, и уж тем более не все одновременно. Сам Будда давал разные наставления в зависимости от темперамента и склонностей своих слушателей.
Но как только у нас будет простая базовая линия практики, которая соответствует нашему темпераменту и вдохновляет нас продолжать, мы можем углубить наше понимание, расширив поле нашего исследования. В разное время конкретные инструкции в этой беседе могут неожиданным образом затронуть нас и оживить нашу практику.
Будда вводит эту беседу с удивительно смелым и недвусмысленным заявлением: «Это прямой путь к очищению существ, к преодолению печали и скорби, к исчезновению боли и печали, к достижению истинного пути, и реализации ниббаны, а именно четыре основы внимательности »2.
Учитывая масштабность и важность этого заявления - это прямой путь к освобождению - будет полезно подробно изучить этот дискурс, используя слова самого Будды, чтобы направлять и углублять наше понимание. И когда мы смотрим на эту сутту, мы обнаруживаем, что все учения Будды содержатся в ней. Каждому из этих четырех способов установления внимательности Будда учит различным методам и техникам, освобождающим ум. К концу беседы он проложил этот самый удивительный и полный путь к пробуждению. Различные традиции випассаны могут подчеркивать то или иное из этих упражнений, но любого из них достаточно, чтобы подвести нас к концу пути. Когда мы открываем любую дверь Дхармы, она ведет ко всем остальным.
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТЕКСТЕ
Здесь необходимо несколько слов, чтобы объяснить использование палийских и санскритских терминов. Пали происходит от народных языков Северной Индии во времена Будды и в последующие несколько столетий. Санскрит был священным и литературным языком древней Индии. Поскольку Будда считал, что Дхарму нужно преподавать таким образом, чтобы его могли понять даже самые простые люди, он читал свои лекции на пали.
По мере того как буддизм развивался на протяжении веков, учения и беседы более поздних школ были написаны на санскрите, и многие из буддийских терминов, с которыми мы наиболее знакомы, находятся на этом языке. Эти два языка тесно связаны, как вы можете видеть из этих пар санскритских и палийских терминов: дхарма / дхамма, сутра / сутта, бодхисаттва / бодхисатта, нирвана / ниббана. Для облегчения распознавания я иногда использую более знакомые санскритские формы, за исключением случаев, когда цитирую или ссылаюсь на тексты пали. Несколько раз вы видите обе формы на одной странице. В тексте большинство слов на пали и санскрите выделено курсивом, за исключением нескольких наиболее часто используемых терминов.
Хотя термин «монах» - это обычный перевод палийского слова «бхиккху», комментарии имеют гораздо более широкое определение, которое дает всем нам силы на пути. В контексте «Сатипатхана сутты» монах - это термин, обозначающий любого человека, который искренне старается выполнять практику учения: «Кто бы ни предпринимал эту практику. . . здесь входит в понятие «монах» »3.
В некоторых переводах сутт я заменил местоимение мужского рода he нейтральным с гендерной точки зрения термином one. Хотя Будда первоначально давал многие из этих речей ордену монахов, я чувствовал, что более содержательное местоимение было бы более полезным для западных читателей. Большинство переводов сутты взяты из серии «Учения Будды» Wisdom Publications, хотя многие выдержки из «Сатипатхана-сутты» взяты из книги Аналайо «Сатипатхана: прямой путь к реализации». Его перевод полной сутты можно найти в Приложении А. Кроме того, иногда я адаптировал различные цитаты, опираясь на другие переводы, чтобы выделить отдельные аспекты учений. Эти приспособления указаны в примечаниях.
Хотя эта книга следует формату Сатипатхана Сутты и ее можно читать последовательно, большинство глав сами по себе завершены; можно найти интересующие темы в оглавлении и самостоятельно изучить эти отдельные главы.
Когда мы читаем слова Будды, становится очевидным один аспект нашего культурного синдрома дефицита внимания. Я обнаружил, что, читая сутты или слушая лекции, всякий раз, когда я сталкиваюсь с частым повторением, мой ум имеет тенденцию пропускать их, думая: «Да, я уже читал или слышал это», и я спешу дальше. к следующему предложению или странице. Возможно, повторения - это просто функция устной традиции, но есть и другая возможность. Возможно, когда Будда повторяет определенные фразы снова и снова, он пытается нам что-то сказать: это важные качества ума, которые нужно развивать и укреплять в нашей практике и в нашей жизни. Можем ли мы читать эти слова Будды, как если бы он говорил их непосредственно нам? Если мы это сделаем, они смогут открыть новые двери понимания и новые возможности свободы.