Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Кира Салимова, я художник, преподаватель и мама — эти три ипостаси определяют моё сознание.
Разбор живописи на контрасты — одна из моих любимых рубрик. Приятно каждый раз поверять алгеброй гармонию и восхищаться автором: ну что за интуиция, что за чутьё!
Сегодня я выбрала тематическую постпраздничную композицию. Наткнулась на неё случайно, и она мне понравилась по цвету. Стала читать биографию автора и поняла причину — среди учителей Евгения Зайцева были Петров-Водкин и Шагал. Кроме того, из грязной посуды художник сделал красивый натюрморт, что мне как маме-художнику очень по душе.
Приступим к разбору. Напомню, что живописи различают семь видов контрастов, сейчас мы перечислим их по порядку.
Контрасты в цвете:
Цветовой контраст
В целом колорит состоит из трёх цветов: синего, красного и зелёного. Почти триада основных, но не совсем, потому что вместо жёлтого тут зелёный.
Температурный контраст
Раковина светится тёплыми оттенками на фоне синих стен. Однако сине-зелёные вибрации внутри раковины будто намекают, что вода-то льётся холодная!
Контраст дополнительных цветов
В центре холостяцкого натюрморта сосредоточились два пятна: зелёная банка и ложка с красным узором. Красный и зелёный находятся друг напротив друга в цветовом круге, они дополнительные. Значит, они наиболее сильно выделяются, положенные рядом. (Основные три пары дополнительных цветов: оранжевый–синий, красный–зелёный, жёлтый–фиолетовый.)
Контраст по насыщенности
Яркий цвет синей каёмки на тарелке контрастирует с более глухим цветом фона, также выделяя композиционный центр.
Контраст по светлоте
Светлая раковина организует пространство для предметов, а тёмные стены словно рама для раковины.
Контраст по размеру цветового пятна
Банки, ложки, тарелка и два крана — маленькие по размеру пятна, а раковина и фон — большие. В этом тоже есть контраст.
Контраст, которого нет
Его ещё называют симультанным, потому что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Именно поэтому в цвете раковины мы видим больше красных и оранжевых оттенков. Их вызывает синий фон и зелёная банка в центре.
Дополнительно:
Контраст форм. Раковина прямоугольная, она состоит из прямых линий, а вся посуда — это тела вращения.
Правило третей. Если картинную плоскость разделить на три части по вертикали и по горизонтали, мы получим четыре фокусные точки. Одна из них попадает на льющуюся из открытого крана воду. Хозяйке как ножом по сердцу! Художник, ты что, не смотришь в коммунальные платёжки?
По тегу #контрасты_кс вы можете найти и другие мои разборы. Ставьте лайк, если вам нравится говорить об искусстве!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Как найти смысловые центры картины, и чем фокусные точки лучше золотого сечения