Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Контрасты в работе Евгения Зайцева, ученика Шагала и Петрова Водкина

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели!

Меня зовут Кира Салимова, я художник, преподаватель и мама эти три ипостаси определяют моё сознание.

Разбор живописи на контрасты — одна из моих любимых рубрик. Приятно каждый раз поверять алгеброй гармонию и восхищаться автором: ну что за интуиция, что за чутьё!

Сегодня я выбрала тематическую постпраздничную композицию. Наткнулась на неё случайно, и она мне понравилась по цвету. Стала читать биографию автора и поняла причину — среди учителей Евгения Зайцева были Петров-Водкин и Шагал. Кроме того, из грязной посуды художник сделал красивый натюрморт, что мне как маме-художнику очень по душе.

Приступим к разбору. Напомню, что живописи различают семь видов контрастов, сейчас мы перечислим их по порядку.

Зайцев Евгений Алексеевич (1907-1992) «Холостяцкий натюрморт» 1969
Зайцев Евгений Алексеевич (1907-1992) «Холостяцкий натюрморт» 1969

Контрасты в цвете:

Цветовой контраст

В целом колорит состоит из трёх цветов: синего, красного и зелёного. Почти триада основных, но не совсем, потому что вместо жёлтого тут зелёный.

Температурный контраст

Раковина светится тёплыми оттенками на фоне синих стен. Однако сине-зелёные вибрации внутри раковины будто намекают, что вода-то льётся холодная!

Контраст дополнительных цветов

В центре холостяцкого натюрморта сосредоточились два пятна: зелёная банка и ложка с красным узором. Красный и зелёный находятся друг напротив друга в цветовом круге, они дополнительные. Значит, они наиболее сильно выделяются, положенные рядом. (Основные три пары дополнительных цветов: оранжевый–синий, красный–зелёный, жёлтый–фиолетовый.)

Контраст по насыщенности

Яркий цвет синей каёмки на тарелке контрастирует с более глухим цветом фона, также выделяя композиционный центр.

Контраст по светлоте

Светлая раковина организует пространство для предметов, а тёмные стены словно рама для раковины.

Контраст по размеру цветового пятна

Банки, ложки, тарелка и два крана — маленькие по размеру пятна, а раковина и фон — большие. В этом тоже есть контраст.

Контраст, которого нет

Его ещё называют симультанным, потому что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Именно поэтому в цвете раковины мы видим больше красных и оранжевых оттенков. Их вызывает синий фон и зелёная банка в центре.

Дополнительно:

Контраст форм. Раковина прямоугольная, она состоит из прямых линий, а вся посуда — это тела вращения.

Правило третей. Если картинную плоскость разделить на три части по вертикали и по горизонтали, мы получим четыре фокусные точки. Одна из них попадает на льющуюся из открытого крана воду. Хозяйке как ножом по сердцу! Художник, ты что, не смотришь в коммунальные платёжки?

По тегу #контрасты_кс вы можете найти и другие мои разборы. Ставьте лайк, если вам нравится говорить об искусстве!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Как найти смысловые центры картины, и чем фокусные точки лучше золотого сечения