На информационных сайтах регулярно появляются пророчества святых людей о конце света, войнах и болезнях. Такие темы популярны и находят своего читателя, человека не воцерковленного, незнакомого со Священным писанием и церковной традицией. Среди поднимаемых пророчеств — отношения России с ближайшим соседом – Китаем. Святым нашей церкви приписывают предсказания о неизбежной войне наших стран, поражении России и описании зверств захватчиков. Верить ли им.
Так преподобному Серафиму Вырицкому присваивают пророчество о нападении Китая на Россию, а Паисию Святогорцу, что свою недюжинную военную мощь Китай устремит на Ближневосточные страны. Правда о том, когда и кому такие слова сказаны не известно. Святые отцы ХІХ-ХХ века использовали тему Китая больше для образности.
Для святителя Игнатия Брянчанинова Китай — далекая, неизвестная страна: «Как мало житель уединения смотрит на мир, так мало житель Петербурга заботится о Китае».
Святитель Николай Сербский рассуждал о разном восприятии мира православными и атеистами на примере неграмотных, что рассматривают китайские иероглифы как чудесный орнамент и китайцах, которые видят в них смысл.
Миролюбивый народ
Святитель Николай Японский видел в китайцах миролюбивейших людей «Вот народ-то будущего, теперь бы могущий задавить весь свет, – а как он мирен! Негде жить ему – а разве он подумал о завоевании Кохинхины, Сиама, Бирмы? Какой же другой народ на свете удержался бы? Из европейских ни об одном и представить себе этого нельзя»
Праведный Иоанн Кронштадтский мечтал о миссионерстве в Китай и молился о безнадежно больных по просьбам китайских солдат, когда русские стояли в Манчжурии. Китайцы даже посылали телеграммы «святому бонзе Иоанну», и свое почтение переносили на других священников. Не единично во время большевистских гонений китайцы отказывались расстреливать духовенство несмотря на приказ и угрозы.
Святитель Инокентий Московский участвовал в заключении Айгунского договора с Китаем и пророчествовал не войну, а просвещение Россией китайского народа «ковчегом святой православной веры», который «понесет его в истории дальше».
А Святитель Аристоклий Афонский в 1917 году предупреждал «Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении... Конец бед России будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится Чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле....»