Лабиринт… Удивительное творение человеческого гения, рукотворная аллегория почти недостижимой заветной цели, и одновременно — возможности достичь чего угодно для избранных, обладающих достаточным упорством и проницательностью. В его центре героя может ждать драгоценный приз, коварный враг или даже неотвратимая смерть — но герой все равно обязан дойти, ибо такова судьба и предназначение всех героев.
Идея лабиринта проходит красной нитью сквозь всю мировую культуру, начиная с античных мифов — вспомним Дедала, Икара, Минотавра и Тезея. Этот образ несет в себе такой эмоциональный заряд и столько возможностей, что писатели раз за разом обращаются к нему в своих произведениях, многие из которых уже канули в безвестность, в то время как другие, напротив обрели любовь и признание читателей.
Подборка литературных лабиринтов в этой статье не претендует ни на полноту, ни на идеальный вкус — это всего лишь несколько рассказов, повестей и романов о лабиринтах, которые запомнились мне, и о которых я хотел бы упомянуть, в надежде что это будет интересно подлинным ценителям литературы.
Хорхе Луис Борхес — аргентинский поэт и мастер рассказа неоднократно обращался к образу лабиринта. «Дом Астерия» - парафраз той самой античной легенды о Тезее и Минотавре; «Сад расходящихся тропок», детектив о слиянии лабиринта физического и психологического; «Вавилонская библиотека» - сюрреалистическое отражение Вселенной как бесконечного лабиринта. Великий слепец хорошо знал, что такое блуждание впотьмах…
Умберто Эко — я сомневался, можно ли добавлять «Имя розы» в список, где уже есть Борхес, поскольку идею монастырской библиотеки Эко позаимствовал сами понимаете у кого. Не даром слепого (!) библиотекаря зовут Хорхе… Но все роман гениален и оставить его вне списка я просто не мог.
Роджер Желязны — Амбер, вселенная бесконечно интригующих друг против друга принцев, мир заговоров, обманов, насилия и узурпаторов. Мир, в котором все сходится к центру — магическому лабиринту на полу подземелья, дарящему безграничную власть…
Роберт Силверберг — писатель, чье творчество само по себе представляет головоломный лабиринт из самых разных жанров и стилей (одних псевдонимов у него было больше 30). Силверберг дважды обращался к идее лабиринта с неожиданной стороны. Его головоломки в «Человеке в лабиринте» и «Хрониках Маджипура» - не ловушки, и не тайники, а убежище людей, для которых общение с окружающими стало невыносимым или запретным.
Стивен Кинг — великий магистр ужасов отдал дань почтения лабиринту в романе «Роза Марена». Непроходимый лабиринт насилия, безумия и мрачной готической магии с отсылками (куда ж еще!) к античным мифам — собственно, все то, чем Кинг снискал себе всемирную популярность.
Макс Фрай — весь цикл «Лабиринты Эхо» вертится вокруг лабиринтов, психологических, детективных и буквальных — как в книге «Лабиринт Мёнина». Однажды попав в этот запутанный мир, практически невозможно найти дорогу назад — это ли не главный признак подлинного лабиринта?
На самом деле список можно продолжать еще долго, а если чуть отвлечься от буквального понимания, то и вовсе до бесконечности — ведь что представляют собой, к примеру, приключения героев цикла «Метро» как не блуждания современных Тезеев по постапокалиптическим лабиринтам?
Но я не стану уводить вас в дебри и создавать СВОЙ лабиринт. Во всяком случае, пока...