Найти в Дзене
Манжета театроведа

Как не попасть впросак за кулисами. Чего никогда не делают актеры?

Многим людям случается оказаться в закулисье — по долгу службы (например, если вы журналист) или благодаря дружбе с работниками театра.

Но театр — процесс не только творческий, но и производственный. И там, как на любом производстве, есть категорические табу, которые нельзя нарушать. В лучшем случае можно опозориться, а в худшем сорвать спектакль. За какие-то нарушения вас попросту попросят выйти и не мешать работе.

И это уже не про суеверия.

Кадр из фильма "Венера в мехах" Р.Поланского
Кадр из фильма "Венера в мехах" Р.Поланского

(Хотя стоит все же повториться и насчет примет: я еще раз напомню, что в театре не грызут семечек, не играют в карты и не свистят. К этим вещам здесь относятся довольно серьезно, и сделав что-то из этого, вы рискуете оказаться в очень неловком положении).

Итак, 4 практических запрета — от очевидных до малоизвестных.

1. В театре очень важен вопрос слышимости. Как правило, опытные театральные работники во время спектакля или репетиции уже ориентируются, в каких помещениях надо ходить на цыпочках и говорить шепотом, а где можно расслабиться. А вот человек со стороны легко садится в галошу в таких вопросах. Иногда оказывается, что какое-то служебное помещение отделено от сцены лишь тонкой перегородкой. Вам ведь не хочется, чтобы в зрительном зале услышали, как вы громко рассказываете анекдот? Разузнайте заранее, где находятся "опасные" зоны.

И кстати, все, что говорится на сцене в рабочем процессе, слышат все цеха и гримерные. Дело в том, что перед репетицией/спектаклем помощник режиссера включает трансляцию, которая помогает всем работникам ориентироваться, что происходит на сцене.

За кулисами Большого театра.  Copyright: Roustem Adagamov/drugoi
За кулисами Большого театра. Copyright: Roustem Adagamov/drugoi

А кроме слышимости, есть еще и видимость. Бывают кулисы, которые "простреливаются" из зала. И, как правило, если, стоя за кулисами, вы увидели зрительный зал, — то зритель видит вас.

2. Запрет, связанный с п.1, — использовать мобильники за кулисами нельзя. Да, даже просто доставать. Мобильник, зазвеневший в зале, может угробить спектакль, а уж за кулисами... К тому же, телефоны светятся. Словом, не нервируйте актеров.

Источник: tjournal.ru/
Источник: tjournal.ru/

3. Почему-то не для всех очевидно: если на сцене выставлена декорация, ходить по ней нельзя. Ни фотографироваться "на вон том мостике", ни присесть "вон на тот диван".

Кадр из фильма "Быть Джулией" ("Театр") И. Сабо
Кадр из фильма "Быть Джулией" ("Театр") И. Сабо

Кроме того, нельзя трогать реквизит (предметы, "играющие" в спектакле). Чаще всего его кладут так, чтобы актер мог вслепую протянуть руку и взять заготовленную вещь с нужного места.

А иногда целый внешне предмет бывает подпиленным или сборным (например, актер должен разбить заранее разбитую тарелку). Ужасно, если кусок останется у вас в руках и реквизитору придется срочно прилаживать все обратно.

4. И наконец: работник театра никогда, никогда-никогда не пройдет по сцене в уличной обуви. Ни по своей сцене, ни по чужой. По сценической площадке катаются, на нее падают, на ней лежат (иногда лицом вниз); герой может уронить еду и поднять ее с пола. Поэтому сцену часто моют и пылесосят, и уж никак не допускается таскать на нее уличную пыль и грязь.
Для этого всегда есть сменка (ее возят и на гастроли). Есть еще вариант — бахилы или... или взять тряпочку и чисто вымыть подошвы.

Кадр из спектакля "'Юнона' и 'Авось'" М.Захарова. Обратите внимание: Николай Петрович Караченцов лежит! лицом! прямо на полу! И никогда не ходите по сцене в уличной обуви.
Кадр из спектакля "'Юнона' и 'Авось'" М.Захарова. Обратите внимание: Николай Петрович Караченцов лежит! лицом! прямо на полу! И никогда не ходите по сцене в уличной обуви.

Теперь вы знаете, чего опасаться за кулисами, и, конечно, не доставите неудобств актерам и службам театра.

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь. Подписывайтесь на мой канал. И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.