На момент окончания последней книги – «Танца с драконами» так и осталось неизвестным кто же стоит за покушением на Брандона Старка в Винтерфелле. Фабула истории, вкратце, такова – после падения Брана с башни, которое все пока считают несчастным случаем, в его комнату приникает убийца, неожиданно для себя застает там Кет, ранит ее, но лютоволк Брана Лето убивает неизвестного. Находят место, где убийца прятался, там же кошелек с 90 оленями (кстати, весьма ничтожная сумма) и самое главное – дорогой и очень заметный валирийский кинжал, с которым убийца пошел на дело.
Кейтелин, Робб Старк, и их присные с ходу решают, что во всем повинны Ланнистеры, ну, а как же иначе? Прибыв в Королевскую Гавань Кет Старк всецело доверяется рассказу Петира Бейлиша – нож принадлежал ему, но он проиграл его в ставках на турнире Тириону. А значит надо хватать Тириона и тащить его куда-нибудь. Что интересно при этой лжи Мизинца присутствует и Варис. Уже один этот факт, как минимум, означает, что интересы Вариса и Мизинца в принесении анархии в королевство на этом этапе сходятся. Здесь они друг другу и не думают противоречить, трудно предположить, что Варис не знал кто, как и чего выиграл на турнире и о том, что Тирион не ставил против Джейме.
Позднее выясняется, что этот кинжал, действительно принадлежавший Мизинцу, выиграл сам король – это рассказывает Кет Джейме, что, собственно, и подтверждает прежнюю историю Тириона.
Уже позже, независимо друг от друга к весьма правдоподобной гипотезе о виновности в этом деле принца (тогда еще) Джоффри приходят сначала Тирион, а потом Джейме с Серсеей.
«Ему давно следовало бы догадаться. Джейме никогда не послал бы другого убивать за него, а Серсея слишком хитра, чтобы пользоваться ножом, который мог бы привести к ней, но Джофф, этот глупый, самоуверенный маленький негодяй…
Вместо этого мальчишка нашел себе пособника среди кучи вольных всадников, наемников и маркитантов, примкнувших к королевскому поезду по пути на север. Какого-нибудь нищего недоумка, готового рискнуть жизнью ради доброго расположения принца и пары монет.»
Джейме же в свою очередь приходя к тому же выводу «подыскивает» (за неимением лучшего) и весьма натужный мотив.
«Да, я надеялась, что этот мальчик умрет. Как и ты. Даже Роберт полагал, что так будет лучше. «Мы убиваем наших лошадей, когда они ломают ноги, и собак, когда они слепнут, а вот оказать такую же милость искалеченным детям у нас духу не хватает», – сказал он мне. Спьяну, конечно…
– Вы с ним были одни, когда он сказал это?
– Не думаешь же ты, что он мог брякнуть такое при Неде Старке! Разумеется, мы были одни. – Серсея, сняв с волос сетку, повесила ее на столбик кровати и тряхнула своими золотыми локонами. – Мы и наши дети. Не иначе как этого человека с ножом послала Мирцелла.
Это было задумано как насмешка, но Серсея попала в самую точку.
– Нет, не Мирцелла. Джоффри.
– Джоффри, правда, не любил Робба Старка, – нахмурилась Серсея, – но младший для него ничего не значил. Да он и сам тогда был совсем еще ребенком.
– Ребенком, очень хотевшим, чтобы его похвалил пьянчуга, которого он по твоей милости считал своим отцом.»
Все же вина Джоффри, как заказчика, при всей скверности его характера, выглядит крайне натянутой. Начнем с мелочи, а именно с 90 оленей, это действительно мелочь и платой за убийство она быть не может, на эти деньги и солдатской лошади не купишь, она, к примеру, стоит 300 как минимум. Так что убийце пообещали отдать деньги позже, или вообще он отрабатывал какой-то другой долг. И наконец, сам кинжал – странным образом не очень умные Старки не задаются вопросом – а почему было использовано именно это столь заметное и дорогое оружие? Зачем тому же Тириону давать убийце свою вещь, при том простом факте, что куча людей знает, что она принадлежит ему, при условии, если кинжал действительно его? И … разве у убийцы нет собственного ножа?
Наконец, и Джоффри получается дурак дураком, раз не нашел оружия нигде кроме как в вещах отца и всучил его убийце. Кинжал просто дорог, ведь мог же убийца вдруг испугаться, и сбежать с этой вещью в ту же Белую Гавань, и там же остаться.
Определенно, за всей этой историей стоит или Варис (благодаря искусству маскировки он мог присутствовать лично в свите короля) или Мизинец через своих агентов. Убийца использовался втемную, и даже совершив задуманное, из замка он бы не выбрался – план заказчиков состоял именно в том, чтобы Старки увидели валирийский кинжал.