Трамвай. Путешествие Уфа – Черниковск.
По одной из версий слово трамвай произошло от сочетания английских слов - вагон, вагонетка и путь. Предназначен он был для перевозки угля на шахтах Великобритании по рельсам, используя лошадей..
Электрический трамвай первым в мире зарегистрирован в Берлине в начале 1880 годов. Строителем его выступила фирма Сименс.
В России впервые трамвай появился в Киеве 13 июня 1892 года и только через 20 лет его стали внедрять в Москве и Петербурге. До этой же поры трамваи передвигались в них по рельсам не на электричестве, а используя лошадей.
Трамвайное движение в Уфе открылось 1 февраля 1937 года. Трамвайный парк в то время насчитывал всего пять трамваев. В день открытия движения работали в три смены. В первую и во вторую выезжали на улицы города по три трамвая, а в третью – один. Первых 20 водителей выбирали по конкурсу. Среди них были Г. Мухаметзянов, два брата Зориных и другие. Один из братьев – Сергей Зорин в войну был награжден званием Героя Советского Союза. Именно его имя и носит созданное первым в городе, между улицами Достоевского и Социалистической трамвайных депо.
Вначале работали два маршрута – от Совбольницы до улицы Пермской и от Совбольницы до Главпочтамта – сейчас здесь раскинулась площадь перед Гостиным двором. Тогда там трамвайного кольца не было. Для своего разворота трамвай имел две кабины – спереди и сзади. Двери трамвая складывались и закрывались вручную. Кондуктор трамвая не только обилечивал пассажиров и объявлял остановки, но и звонил в подвешенный к потолку колокол, предупреждая тем самым об очередной остановке.
Там, где заканчивались трамвайные пути, находилась будка прицепщика. Он выходил и переводил стрелки рельсов, а водитель тем временем переходил в трамвае из своего места в противоположную его сторону.
В моей памяти накрепко остались воспоминания моих первых «путешествий» на трамвае через весь город от остановки трамвайного кольца у бывшего магазина Детский мир, что у Гостиного двора до станции Черниковка. Именно так называлась конечная остановка однопутной трамвайной линии, которая шла туда из Уфы. Было это осенью 1951 года.
Городской дом пионеров и школьников в котором я занимался в кружке народных инструментов в то время находился на улице Карла Маркса, на втором этаже какого-то завода. Стоял он рядом с базаром Верхнеторговой площади. Сейчас на этом месте возведен 4 корпус авиационного университета. Руководил нашим кружком Николай Константинович Вуколов дирижер оперного театра. Я играл на балалайке и домре. Н.К.Вуколов кроме нас подрабатывал еще и в ремесленном училище принадлежащем УМПО, в то время называвшимся заводом п/я 26. Путь в Черниковск был неблизким. Ехали мы в это училище втроем – Н.К.Вуколов, мой товарищ Марат Гирфанов и я от остановки Базарное кольцо. Сейчас на этом месте находится торговый центр Мир.
Дело в том, что мы с ним должны были влиться в оркестр училища, а затем выступить за него дуэтом и соло, участвуя в республиканском конкурсе самодеятельности среди таких же училищ.
Рядом с конечной трамвайной остановкой называемой Черниковская стояло двухэтажное деревянное здание Черниковского райсовета. Отсюда мы и шли через железнодорожные пути, мимо так называемого шоферами Нахального перекрестка к училищу. Его трехэтажное здание находилось на пустыре приблизительно в километре от остановки. Сейчас мне трудно определить его место. Нас встречал директор училища высокий стройный мужчина. И прежде чем начинать сыгрываться с оркестром училища он вел нас в столовую обедать. Для нас замерзших и голодных мальчишек это был истинный подарок. Приезжали мы сюда три раза. Два раза чтобы сыгрываться с оркестром, а третий в конце ноября для участия в конкурсе. Для участия в конкурсе нас переодевали в форму училища. Выступили мы хорошо, заняв первое место. Училище было награждено хорошим набором книг известных советских и русских писателей. Мы с Маратом получили Почетные грамоты Министерства профтехобразования. Директор училища вручил нам по книге, в каждую из которых было вложено три рубля. Сейчас эти деньги могут вызвать лишь улыбку, а те годы на эти деньги можно было купить почти три килограмма мяса, не говоря уж о любимом мороженном. Продолжение следует. Понравилось – кликните.