Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Настасья Кински

Среди трех десятков картин, где снималась Настасья Кински, есть, по крайней мере, четыре, о которых она вспоминает с особым волнением – «Тэсс» Романа Поланского, «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы, «Париж. Техас» Вима Вендерса и «Любовники Марии» Андрея Кончаловского:

- Они научили меня понимать, что такое вдохновение. Полански особенный режиссер... Вообще, в жизни мне везло на режиссеров. Роман умеет передать тебе ощущение радости, абсолютно точно внушать свои мысли, и все это при минимуме слов. Он похож на беспроволочный телеграф. Работала я и с Копполой, Кончаловским. Они помогли мне обрести опыт, который никакая художественная школа не смогла бы дать...

-2

А еще ей помог отец знаменитый немецкий актер Клаус Кински (1926-1991) («Фицкаральдо», «Носферату - призрак ночи», «Зеленая кобра» Вернера Херцога и др.). Он не занимался воспитанием дочери и вообще не был прилежным отцом. В последние годы жизни актера, особенно после того, как Клаус опубликовал скандальные мемуары, его отношения с Настасьей были, скорее, враждебными. Но... его демонический неистовый талант оказал огромное влияние на дочь, которая в дни его наивысшей славы, пришедшейся на вторую половину 70-х годов, была еще подростком.

-3

Она родилась в Берлине в 1962 году. Свою первую роль сыграла 12-летней девочкой в «Ложном движении» Вима Вендерса. В 17, пережив, бурный роман с Романом Полански, она выступила в заглавной роли в исторической экранизации «Тэсс». Застенчивость и притягательная женственность, романтизм, искренность и, словно, передавшееся в генах инстинктивное чувство экрана удивительно совпали с образом героини романа «Тэсс из рода Дэбервилей». Фильм получил множество престижных наград. Настасья стала звездой.

-4

Именно как звезду пригласил ее известный американский сценарист и режиссер Пол Шредер в фантастическую мелодраму с элементами триллера «Люди-кошки». История любви полу-людей, полу-пантер - была снята в мрачном духе страшных рассказов Эдгара По. Для философской притчи у фильма Пола Шредера не хватило глубины, однако дуэт Настасьи Кински и М. МакДауэлла запомнился своеобразным пластическим решением - страстным, эмоциональным, напоминающим балетную партию…

-5

В том же году в роскошном постмодернистском мюзикле «От всего сердца», с размахом поставленном Фрэнсисом Копполой на миллионы полученные после двух «Крестных отцов», Настасья Кински сыграла небольшую роль сказочно красивой «принцессы цирка».

-6

А два года спустя - главную роль в драме Андрея Кончаловского «Любовники Марии», экранизации рассказа Андрея Платонова «Река Потудань», действие которой было перенесено режиссером в Америку.

У Настасьи в фильме не так много слов, актриса сумела психологически тонко передать драму своей героини, которая мечтает любить и испытать счастье материнства, но ее возлюбленный (Джон Сэвэдж). Восхищенно преклоняясь перед ней, не в силах притронуться к своей обожаемой мадонне как к земной женщине...

Не менее сложную роль сыграла Кински и в драме Вима Вендерса «Париж. Техас», получившей Гран-при Каннского фестиваля.

-7

События этой картины вполне могли бы уложиться в час-полтора экранного времени. Однако «Париж. Техас» идет вдвое больше, что позволяет автору достичь особой неторопливости повествования, сблизить реальное время с кинематографическим почти вплотную Оператор Роби Мюллер долгие минуты держит в кадре почти монохромное изображение пустыни, по которой шагает одинокий человек по имени Трэвис. Бунтарское молчание, принципиальный отказ от любых контактов с людьми создают вокруг него ореол загадочности, притягивают, вызывают желание раскрыть тайну.

Впрочем, тайна Трэвиса будет достаточно прозаичной, лишенной какой-либо эффектности и, вопреки названию фильма, совсем не связанной со столицей Франции (оказывается, и в штате Техас есть свой Париж - небольшой поселок, затерявшийся в прерии). Неудачная семейная жизнь, разрыв с красавицей-женой, по имени Джейн, долгое бродяжничество...

В кульминационной сцене встречи Трэвиса (Гарри Дин Стэнтон) и его бывшей жены (Настасья Кински) возникает атмосфера внутреннего напряжения, как визуальная метафора разобщенности героев, их попыток понять друг друга.

На протяжении долгих минут камера вглядывается в лицо героини Настасьи Кински. И в нем можно прочесть смену психологических состояний: холодная маска, легкая тень тревоги, нарастающее беспокойство, смутная догадка, боль и горечь нахлынувших воспоминаний. Прекрасная и волнующая роль! Картину Вендерса, пожалуй, не назовешь оптимистической. Речь идет, скорее, о робкой надежде на возможность человеческого счастья...

Увы, две следующие работы Кински - «Весенняя симфония» Питера Шамони и «Революция» Хью Хадсона были прохладно встречены зрителями и прессой.

-8

Зато ее дуэт с Беном Кингсли в мелодраме Артура Жоффе «Гарем» получился на редкость удачным. Настасья сыграла роль молодой американки, украденной и привезенной в гарем арабского шейха. Фабула фильма напоминает известную сказку «Красавица и чудовище» (в русском варианте «Аленький цветочек»). Талантливая актриса тонко раскрывает в своей героине пробуждение интереса к незнакомому и загадочному миру Востока.

Настасья Кински увлеклась также экранизациями классической литературы, по странному стечению обстоятельств - русской («Вешние воды» Ежи Сколимовского по Тургеневу. «И свет во тьме светит» братьев Тавиани по Толстому, «Униженные и оскорбленные» Андрея Эшпая по Достоевскому), к которой актриса была не равнодушна всю жизнь, что отразилось даже в именах ее детей (Алеша и Софья).

-9

-Любить надо даже тогда, когда единственное желание - забиться в тихий угол и остаться наедине с собой, - эти слова актрисы могли бы сказать многие из ее героинь.

Любовь и добро, которые несет в своем творчестве Настасья Кински, не могут не отозваться в зрительских сердцах. И она осознает свою миссию:

-То влияние на публику, которым мы обладаем, надо использовать в самых гуманных целях. Если своей работой мы поможем хотя бы одному конкретному человеку, то долг наш исполнен.

В XXI веке Настасья Кински снимается довольно часто, но фильмы с ее участием («Золотая пыль», «Американская рапсодия», «Что скрывает прошлое», «Точная копия», «Сладость и др.), увы, не становятся событиями в кинематографическом мире…

Так что можно, наверное, сказать, что сегодня Настасья Кински – угасающая звезда экрана…

Александр Федоров, 1994, 2020