Гений. СССР, 1991. Режиссер Виктор Сергеев. Сценарист Игорь Агеев. Актеры: Александр Абдулов, Лариса Белогурова, Юрий Кузнецов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Проханов, Валентина Талызина, Анатолий Кузнецов, Альгис Матулёнис, Виктор Ильичёв, Борис Клюев, Георгий Мартиросьян,
Честно говоря, предыдущий фильм Виктора Сергеева «Палач» не произвел на меня особого впечатления: для триллера слишком затянут, для психологической драмы неглубок.
Однако «Гений» показался мне куда более симпатичным. А все потому, что авторы внесли в сюжет немалую дозу иронии и попытались рассказать не больше, не меньше, как историю о новом Остапе Бендере.
В этом почти пародийном зрелище «гений» в исполнении Александра Абдулова щедр и элегантен. Оклеив сортир своими невостребованными державой авторскими свидетельствами и патентами, он остроумно издеваемся над лопухами из «ментовки», которые никак не могут поймать его с поличным. Да что там милиция — «гений» сумел перехитрить даже всемогущего «пахана» (Иннокентий Смоктуновский), попытавшегося его шантажировать.
Положительно, у нас научились снимать криминальные комедии.
Неудивительно, что среди обычного кинопотока начала 1990-х «Гений» Виктора Сергеева светится как алмаз среди груды стекляшек.
Александр Федоров, 1992
Пьющие кровь. СССР, 1991. Режиссер Евгений Татарский. Сценарист Артур Макаров. Актеры: Марина Влади, Марина Майко, Андрей Соколов, Донатас Банионис, Андрей Ургант и др.
Судя по «Приключениям принца Флоризеля», режиссер Евгений Татарский обладает неплохим чувством юмора и вкусом к иронической стилизации, пародии.
Взявшись экранизировать повесть А. Толстого «Упырь» (фильм получил название «Пьющие кровь»), он решил почему-то снимать «на полном серьезе», тем самым лишившись главных своих козырей.
Бесспорно, фильм ужасов в чистом виде — без «слоеного пирога», рассчитанного на разные уровни восприятия, без фильмотечных намеков и прочих постмодернистских штучек в духе Спилберга или Поланского, — имеет полное право на экранный статус.
Однако абсолютно «ужасных ужасов» типа «Зловещих мертвецов» у Татарского, на мой взгляд, тоже не получилось; нет-нет да и мелькнет в каком-нибудь эпизоде нечто вроде рудимента «флоризельского» духа.
Да и сама по себе идея превратить незабываемую колдунью Марины Влади в княгиню-вампиршу выглядит достаточно забавной. Особый шарм в картину вносит милый французский акцент, с которым говорит на экране героиня Марины Влади — генеральша Сугробина,коварно заманивающая в свое загородное поместье ангелоподобную внучку (Марина Майко).
Жаль, другой вампир (простите, упырь) в исполнении Донатаса Баниониса лишен своего естественного голоса. Представьте себе, как было бы замечательно, если бы, помимо французского, с экрана слышался еще и литовский акцент!
Не могу сказать, что «Пьющие кровь» получились у Евгения Татарского достаточно страшными. По-видимому, авторам не хватило здесь знания специфики жанра. Впрочем, во многих сценах выручает причудливая музыка Сергея Курехина — в ней есть и таинственность, и мрачная сладострастность, и дьявольская тревожность наваждения.
Все-таки особенно не стоит придираться — на фоне вязкого болота «чернухи» и «разоблачухи» «Пьющие кровь», несмотря на жутковатое название, смогут, вероятно, стать для зрителей пикантной возможностью отвлечься от бытовой «либерализации»…
Александр Федоров, 1992