Всем привет!
Давайте рассмотрим известную картину Ильи Ефимовича Репина под названием «Отдых». Как же прекрасен этот портрет, сколько в нём любви и нежности…
Перед нами Вера Алексеевна, первая жена художника, которая, утомившись после дня, проведённого с малыми детьми, задремала в кресле. Рассеянный естественный свет мягко окутывает фигуру, а близкие по цвету костюм и кресло создают тёмно-бордовое окружение для лица. Нежными светлыми оттенками художник передаёт свежесть молодой женщины.
Думаю, что спящая жена вдохновила Репина на идею передать спокойствие и умиротворение, беззаботность и сладость дневного отдыха. Репину свойственна роль тонкого, задушевного лирика при написании портретов членов семьи, и здесь это отлично ощущается.
С Верой Алексеевной Репин познакомился очень давно, знал её ещё совсем ребёнком. Когда в 1863 году Репин переехал жить в Санкт-Петербург, чтоб поступить в Академию Художеств, ему сперва пришлось позаниматься в рисовальной школе на Бирже. Там он познакомился с такими же студентами-художниками, в том числе и с Александром Шевцовым. В доме его отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, было принято приглашать молодых талантливых студентов. Молодёжь проводила беззаботно время: пели, играли в фанты, танцевали, шутили.
Репин любил здесь делать короткие зарисовки, ему позировали все домочадцы. Младшая сестра Шевцова, Вера, в ту пору четырнадцатилетняя девочка, позировала художнику очень терпеливо и охотно, и в результате получился очень выразительный портрет (который можно увидеть в Русском музее). На кресле в непринужденной позе сидит Вера. Смуглое лицо, крупные тёмные глаза. Она смотрит на зрителя хмуро и тяжело. С помощью точного рисунка Репину удалось поймать характер девочки-подростка, её замкнутость и даже диковатость. Глядя на этот портрет трудно представить, что через три года эта девочка станет невестой художника.
Пока Вера была маленькой, она не принимала участия в молодёжных вечерах. Но девочка выросла и превратилась в хрупкую застенчивую девушку, которая умела внимательно слушать Репина… художник влюбился в неё моментально. Он писал Вере пылкие письма и даже ревновал, когда она подолгу не отвечала. Девушка, не кончив института, стала женой Ильи Ефимовича. Они венчались 11 февраля 1872 года в академической церкви. Весной они поехали в Москву, где и началась новая полоса в жизни — семейная. А их «медовый месяц» прошёл на Волге, где Репин писал этюды с бурлаков на барках.
За время совместной жизни Вера Алексеевна родила трёх девочек и одного мальчика, и в итоге была крайне сосредоточенной на воспитании детей. Репин же не отличался безупречной верностью, у него были романы на стороне. Художнику хотелось внимания, он искал понимания и нежности, где мог поговорить на «большие» темы, всегда его волновавшие, он был готов принимать гостей в любое время. А жена полностью была погружена в домашние хлопоты, заботу о детях, ей эта салонность была в тягость. Так что в какой‑то момент брак их затрещал по швам. Начались ссоры и обвинения с обеих сторон.
В 1887 году произошёл окончательный разрыв.
Бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери, Репин купил для жены и детей квартиру в которой семья его жила до революции, так же художник открыл счёт в банке для безбедного их существования. Вот так закончился этот брак.