Два капитана-2. Россия-Германия, 1993. Режиссер и сценарист Сергей Дебижев. Актеры: Борис Гребенщиков, Сергей Курёхин, Михаил Файнштейн-Васильев и др.
Зрители, благодушно настроившиеся на просмотр римейка известной экранизации романа Вениамина Каверина "Два капитана", будут жестоко обмануты сценаристом и режиссером Сергеем Дебижевым. Его "Два капитана-2" могут показаться римейком только человеку, допившемуся до белой горячки.
Я бы определил жанр работы Дебижева как пародийную кинофальсификацию. Заостряя до идиотизма и маразма штампы так называемых "историко-революционных", "военно-патриотических", хроникально-пропагандистских и иных опусов отечественного кино прошлых десятилетий, авторы "Двух капитанов-2" добиваются нужного им пародийного эффекта.
Причудливый монтаж старой хроники, игровых эпизодов сопровождается закадровым комментарием, в котором многочисленные исторические катаклизмы объясняются исчезновением в 1913 году корабля "Святая Елена".
Все это в целом напоминает телевизионный "прикол" одного из исполнителей главных ролей и композиторов фильма Сергея Курехина, который, выступая несколько лет назад в питерской программе "Пятое колесо", с самым серьезным видом изложил зрителям научную теорию о том, что вождь мирового пролетариата был замаскированным... грибом и именно потому организовал российский переворот 1917 года...
В далекие теперь уже 1950-е годы одним из прокатных чемпионов был приключенческий фильм "Тайна двух океанов" – удачный синтез шпионского боевика, подводной фантастики и "Мистера Икса". Картина, разумеется, снималась на "полном серьезе". Но ныне ее эпизоды у многих зрителей могут, наверное, вызвать реакцию, созвучную пародии Сергея Дебижева, представляющей собой "поток сознания художника в формах концептуального творчества".
Мне лично видится в этом прямое попадание авторов "Двух капитанов-2" в цель. Прощаться с киномифами прошлого нужно смеясь...
Александр Федоров, 1993
Настя. Россия, 1993. Режиссер Георгий Данелия. Сценаристы: Александр Адабашьян, Александр Володин, Георгий Данелия. Актеры: Полина Кутепова, Ирина Маркова, Валерий Николаев, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Галина Петрова, Нина Тер-Осипян и др.
Георгий Данелия поставил свой фирменный фильм. Непременно с Евгением Леоновым в одной из ролей, с песенкой-талисманом про то, как Марусенька мыла белые ножки (на сей раз ее поет какая-то уличная поп-группа), с грустными мелодиями Андрея Петрова.
Тридцать лет назад по тем же мокрым от дождя московским улицам, счастливо насвистывая, шел герой юного Никиты Михалкова. И во всем ощущался праздник и пора надежд, ласково мерцал огнями метрополитен, и манили тенистые аллеи парка…
Герои фильма Георгия Данелия «Настя» тоже молоды, тоже влюбляются, назначают свидания в метро и вскакивают в последний, случайный троллейбус или трамвай, но авторская интонация стала печальной, и даже самые, казалось бы, смешные моменты окрашены грустью, как кленовые листья в зените осени.
Рассказывая сказочную историю московской девчонки, в один прекрасный день превратившейся в писаную красавицу с рекламного плаката, Данелия намеренно отбрасывает в сторону «чернушные» приметы времени, коими столь богаты нынче фильмы на современную разоблачительно-обличительную, молодежно-тусовочную тему. Здесь нет ни драк в подворотнях, ни сцен с раздеванием, ни «смелых» выражений, еще лет пять назад считавшихся нецензурными.
Бесспорно, Данелия мог представить обаятельного Александра Абдулова на экране в образе человека новой демократической власти, по сути ничем не отличающейся от прежней авторитарной.
Но и тут фильм нисколько не впадает в гневный пафос. Персонаж Абдулова мелок в своих нуворишских замашках, суетлив, чванлив, бесконечно горд своей ролью префекта, причастностью к большой политике, но и в нем еще не полностью исчезли души прекрасные порывы.
Главная актерская удача фильма — дуэт двух актрис (вероятно, дебютанток), сыгравших заглавную роль восемнадцатилетней продавщицы магазина канцелярских товаров.
Настя (Полина Кутепова) до волшебного превращения — милая, но страшно закомлексованная девушка, пытающаяся вырваться из замкнутого круга одиночества, бедности, серости окружающей жизни.
Настя после сказочного чуда — красавица, с удивлением обнаруживающая, как много в жизни человека меняет внешность, причем не всегда в лучшую сторону. И оказавшись на очередной презентации в метро, где деятели культуры в ожидании благотворительных взносов напиваются до поросячьего визга (в роли одного из таких художников блеснул сам Георгий Данелия), а мелкие воришки солидно представляются спонсорами и крупными бизнесменами (маленькая, но точная комедийная зарисовка Савелия Крамарова), Настя чувствует себя чужой на этом празднике псевдожизни.
Не слишком уютно на этом празднике и многим из нас. Потускнел московских окон негасимый свет, и остается вместе с режиссером фильма ностальгически вспоминать о далеких временах, когда хоть иногда бывало все на свете хорошо…
Александр Федоров, 1994