Чтобы выжить. Россия, 1992. Режиссер Всеволод Плоткин. Сценаристы: Елена Караваешникова, Всеволод Плоткин, Александр Аристов. Актеры: Владимир Меньшов, Сергей Векслер, Александр Розенбаум, Дмитрий Волков и др.
На общем фоне российских боевиков, снятых наспех и кое-как, фильм Всеволода Плоткина "Чтобы выжить" выглядит чуть ли не шедевром.
Главарь бандитов Джафар в колоритном исполнении Александра Розенбаума привлекает не только своим темпераментом, но и интеллектом. Чего стоит одна его ироническая усмешка. Усмешка человека, отлично понимающего разницу между Добром и Злом, и сознательно выбравшего Зло, чтобы оказаться среди сильных мира сего, чтобы выжить...
Выступая в роли основного противника Джафара, Владимир Меньшов, понятное дело, находился в трудном положении: надо было - во что бы то ни стало избежать "образцово-показательной" положительности, сохраняя при этом человеческое обаяние. И в принципе ему это, на мой взгляд, удалось.
Быть может, лучшая сцена фильма - вертолетная дуэль между персонажами Александра Розенбаума и Владимира Меньшова, заставляющая временами вспомнить американский "Голубой гром" (1982).
На моей зрительской памяти, до сих пор никому из отечественных режиссеров не удавалось сделать подобный эпизод со столь профессиональным знанием технологии спецэффектов.
Александр Федоров, 1993
Последний дюйм. СССР, 1958.
... Мужественный летчик Бен и его десятилетний сын вылетают на двухместном самолете. Во время подводных съемок Бена тяжело ранит акула. Срывающимся голосом, теряя сознание, Бен заставляет сына взлететь и приземлиться на далеком Каирском аэродроме.
"Какое мне дело до вас, до всех, а вам - до меня", - эти горькие слова песни из фильма "Последний дюйм" (по рассказу Джеймса Олдриджа) запоминаются надолго...
Изобразительное решение фильма всячески подчеркивает беззащитность человека в мире бескрайнего океана. Да и режиссеры умело создают напряженную атмосферу действия.
Создать ее было не просто - в фильме практически всего два героя - Бен и его сын. При этом авторы основывают действие не на эффектных трюках /подробности поединка с акулой в картине не показаны/, а на психологических отношениях персонажей.
И хотя Бен вылетает и погружается в воду вовсе не для собственного удовольствия, а ради денег, для социальной драмы в "Последнем дюйме" нет серьезных оснований. Главное здесь - борьба человека со стихией, преодоление страха, боли и отчаяния.
"Последний дюйм" и сейчас выглядит крепкой жанровой лентой...
Александр Федоров, 1979