Этот интереснейший вопрос мне задала одна из моих постоянных читательниц, за что ей очень благодарен.
Конечно, военным всегда мало вооружения и техники, и список всего, чего бы хотелось побольше можно написать очень длинный.
Но была в Красной Армии достаточно серьёзная проблема, как в самые первые дни войны, так и на завершающем этапе. Проблема эта заключалась в нехватке автоматических малокалиберных зенитных орудий.
То, что в РККА на 22-е июня 1941 года был очень высокий некомплект зенитных автоматов — любимая тема советских историков, чтобы показать численное превосходство Вермахта, коим традиционно объясняли все его успехи. При этом уточняли, что на вооружение были приняты отличные зенитные орудия, но не успели их выпустить к началу войны в достаточных количествах. О том, сколько было танков и боевых самолётов старались умалчивать, а вот зенитные пушки были отличным примером.
Правда, о том, что этих орудий не хватало и в конце войны, советские историки уже не писали. Так как этот факт не вписывался в версию о завоевание нашей авиацией господства в воздухе.
Сколько было?
В начале Второй Мировой считалось, что на дивизию достаточно одного дивизиона (12-18 автоматических орудий калибра 25-40 мм) в распоряжении комдива, и рота/взвод пушек 20-мм или зенитных пулемётов в полку. В соответствии с мировыми тенденциями, штатами стрелковой дивизии РККА предусматривалось иметь в зенитном дивизионе 8 37-мм автоматических и 4 76-мм орудий, а в каждом полку по 6 крупнокалиберных пулеметов, с последующим введением 25-мм пушек.
Во второй половине Второй Мировой такого количества орудий уже считалось недостаточно. В английский пехотной дивизии было в 41-м году 54 40-мм зенитных пушки, в 44-м стало 36 40-мм орудий буксируемых и 18 установленных в кузове полноприводных грузовых автомобилей. Плюс ещё 24 20-мм зенитных автомата, так же в грузовиках. В американской пехотной дивизии, к имеющимся штатным крупнокалиберным пулемётам (от 96 в 41-м и до 236 в 43-м), добавлялся зенитный батальон (а то и два) с 64 самоходными установками или 36 буксируемыми 40-мм автоматическими пушками.
В стрелковой дивизии РККА штатами с конца 1942 года 37-мм орудий и крупнокалиберных пулеметов не предусматривалось вообще, и лишь в конце 1944 года стало 12 37-мм орудий и 18 12.7-мм пулемётов.
Вся войсковая ПВО была выделена в зенитные дивизии в которых было 48 37-мм орудий, 48-мм 12.7-мм пулемётов и 32 комплексные зенитные установки. Обычно одна дивизия приходилась на армию, что было явно недостаточно, даже с учетом отдельных полков и дивизионов, которых, впрочем, было немного. Даже с учетом того, что к 44-му году состав дивизии усилили и в ней стало 72 37-мм и 16 85-мм орудий, 36 12.7-мм пулемётов и 24 комплексные зенитные установки
Столь небольшое число орудий определялось их выпуском промышленностью. К 1-му июня 1941 года в РККА имелось 1370 37-мм орудий, 2033 12,7-мм пулемета и 6545 комплексных зенитно-пулеметных установок. При том, что по плану развертывания должно было быть 9854 орудий, 11448 крупнокалиберных пулемётов и 19378 комплексных установок
За годы войны было выпущено 17490 37-мм и 4888 25-мм зенитных автоматов, союзники поставили по Ленд-лизу 5511 40-мм и 340 37-мм автоматических зенитных пушек. Для сравнения, в армию США (значительно меньшую по размеру, чем РККА, и не несшую таких потерь) было поставлено за время войны 33916 40-мм и 7228 37-мм зенитных автоматических пушек. Не считая орудий, выпущенных для флота и на экспорт.
Сколько надо?
Потребное количество любых вооружений военные специалисты могут рассчитать, хоть их расчёты далеко не всегда оправдываются, и, что ещё важнее, далеко не всегда выполняются.
Однако понять, хватает ли средств ПВО на войне можно определить очень легко, по всего лишь одному фактору: насколько эффективно действует авиация противника.
Для примера можно взять англо-американских союзников после высадки в Нормандии в 1944 году. Все их зенитные батальоны (в американской армии) и полки (в британской) постоянно отставали и чаще болтались без дела где-то в тылу, если командование не могло придумать для них работу. Заявок на новую матчасть и боеприпасы от этих подразделений не поступало, по причине их неучастия в боях. А происходило это, как легко догадаться, из-за отсутствия в небе самолётов Люфтваффе. С теми же, что иногда появлялась, справлялась истребительная авиация. Такое положение вещей и называется господство в воздухе.
Хотя, столько часто упоминаемые советские историки и писали про завоевание советской авиацией господства в воздухе ещё во время воздушного сражения на Кубани в 1943 году, но, видимо, в Люфтваффе об этом не знали. И наши сухопутные войска постоянно докладывали о больших потерях от действий немецкой авиации, в первую очередь штурмовой. При всей свой малочисленности, штурмовики Люфтваффе доставляли много неприятностей. Об этом, например, много упоминаний в ходе операции «Багратион», когда наши танковые корпуса и армии уходили в глубокий прорыв, и выходили из-под «зонтика» зенитных дивизий. А своих средств ПВО у них практически не было.
Для прикрытия войск не хватало малокалиберной артиллерии и зенитных пулеметов, не говоря уж про такие средства, как зенитные самоходные установки.
Удары немецкой авиации по нашим войскам продолжались даже в Берлинской операции.
Какое уж тут господство в воздухе, если для прикрытия сухопутных войск приходилось задействовать даже силы ПВО страны. Войсковой ПВО, в которой имелось 3260 орудий и 1876 пулемётов, в Берлинской операции помогали 2150 орудий и 1300 зенитных пулемётов войск ПВО страны.
Почему не хватало?
Проблема нехватки зенитных орудий упиралась, как и в большинстве других случаев с вооружением, в возможности промышленности.
Первые зенитные автоматы были поставлены на вооружение армии ещё в Первую Мировую войну. Хоть они были и не отечественной разработки, но производство их было освоено нашими заводами. Понятно, что для такого вида оружия, образцы времён Первой Мировой быстро устарели, и в СССР разработали новую пушку, которой даже присвоили официальное название «37-мм зенитная пушка обр. 1928 года». Тут мы шли в ногу со всеми, так как именно в тот же период большинство стран приняли на вооружение новые образца зенитный орудий, причём очень многие именно в 1928 году, что видно из их названий. Орудие обр. 1928 года являлось всего лишь модернизацией зенитной пушки Виккерса, уже выпускавшейся нашими заводами. В частности изменился боеприпас.
Кстати, сами англичане пошли по тому же пути, модернизировав эту пушку они получили знаменитый «пом-пом». Так что всё бы хорошо, но наладить выпуск орудий обр. 1928 года в СССР не смогли.
Тогда были закуплены лицензии в Германии на производство 20-мм и 37-мм зенитных автоматов, принятых на вооружение РККА под названием «20-мм зенитная пушка обр. 1930 г.» и «37-мм зенитная пушка обр. 1930 г.». Увы, но картина та же, в производстве орудия освоить не смогли, выпуск ограничился несколькими десятками, большая часть которых ушла в брак. Интересно, что если бы эти орудия поступили на вооружение РККА, то в Великую Отечественную по разную сторону фронта использовали бы одинаковые образцы зенитных автоматов. Как было бы сразу легко использовать трофеи и особенно боеприпасы.
В результате была взята за основу 40-мм зенитная пушка Бофорса, хотя до сих пор очень многие с этим не согласны. Однако, видимо, производство этого класса вооружения было слишком сложным для завода №8, единственного, где их выпускали. Потому армию так и не смогли обеспечить на достаточном уровне.
Хотел бы в завершении порекомендовать настоятельно вам мою статью:
Читая маршала Жукова: первые гвардейские дивизии Красной Армии