Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Что сказал покойник» (Россия, 1999) и «Ширли-мырли» (Россия, 1995): юмор 1990-х

Что сказал покойник. Россия, 1999. Режиссеры: Игорь Масленников, Михаил Туманишвили. Сценаристы: Владимир Вардунас, Юрий Ряшенцев. Актеры: Марта Клубович, Олег Табаков, Олег Басилашвили, Алексей Булдаков, Евгений Воскресенский, Владимир Епископосян, Александр Пашутин, Игорь Мужжухин, Анатолий Иванов (III), Мамука Кикалейшвили, Борис Романов, Александр Романцов, Виктор Вержбицкий, Владимир Ерёмин, Ален Дюваль, Эва Шикульска, Александр Домогаров и др. 10 серий.

По-моему, что-то непоправимое случилось со многими представителями старшего и среднего поколения российской режиссуры в 1990-х.

Марлен Хуциев, Владимир Мотыль, Эльдар Рязанов, Роман Балаян, Сергей Соловьев... В это время ни один из них, увы, не смог снять фильма хотя бы отдаленно напоминающего об их удачах прежних лет...

Печальный список кинематографистов, потерявших творческое вдохновение, пополнил, как мне кажется, и Игорь Масленников.

Создатель двух, бесспорно, популярных сериалов (о Шерлоке Холмсе и о "Зимней вишне") в фильме "Что сказал покойник", по-моему, лишился чувства юмора.

А оно-то было бы совсем не лишним в экранизации иронического детектива Иоанны Хмелевской, повествующего о приключениях соблазнительной польки, завладевшей тайной сокровищ мафии...

Увы, авантюрные события романа превращаются, увы, в натужно разыгранный, унылый капустник.

В картине снимались многие известные российские и польские актеры. Но толку от этого, признаться, практически никакого. Лишь Олегу Табакову ("Гори, гори, моя звезда", "Обломов" и др.) в роли комиссара полиции удается выдержать профессиональную марку. Он играет вполне пародийно и без театральных пережимов.

Все остальные исполнители, похоже, решили ничем не выделяться на общем фоне...

Александр Федоров, 2000

-2

Ширли-мырли. Россия, 1995. Режиссер Владимир Меньшов. Сценаристы: Владимир Меньшов, Виталий Москаленко, Андрей Самсонов. Актеры: Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Игорь Угольников, Сергей Баталов, Лев Борисов, Ролан Быков, Леонид Куравлёв, Любовь Полищук, Олег Ефремов, Олег Табаков, Нонна Мордюкова, Евгений Весник, Александр Панкратов-Чёрный, Михаил Кокшенов и др.

Выбрав в качестве названия абсолютно непереводимое на иностранные языки выражение "Ширли-мырли", Владимир Меньшов с самого начала заявил о создании национальной комедии-боевика, не рассчитанной на премии западных фестивалей.

Двухчасовой фарс о братьях-близнецах и украденном алмазе должен был, по мысли режиссера, стать лидером российского проката и потеснить американские блокбастеры. Бесспорно, "Ширли-мырли" не смогли повторить успеха знаменитого фильма Меньшова "Москва слезам не верит". Да и другие его картины прошли по экранам, пользуясь куда большим зрительским вниманием.

Однако российская киноситуация середины 1990-х была коренным образом отлична от благоприятной для практически любой профессионально сделанной развлекательной ленты 1970-х-1980-х. поэтому полупустые /или наполовину заполненные/ залы кинотеатров на фильме "Ширли-мырли" можно считать коммерческой победой режиссера.

Что же касается художественного качества ленты, то оно бесспорно, наверное, только для истинных поклонников грубовато-солоноватого юмора и анекдотов про алкашей, евреев, цыган и иностранцев в России.

Композиционная рыхлость, затянутость многих эпизодов, излишняя утрированность актерской игры... Все это, быть может, и соответствует духу капустника-междусобойчика артистической тусовки, однако сравнения с памятными гайдаевскими комедиями - "Кавказкой пленницей" и "Бриллиантовой рукой", на мой взгляд, не выдерживает.

Александр Федоров, 1999