Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Барышня-крестьянка» (1995) и «Чужие письма» (1976)

Барышня-крестьянка. Россия, 1995. Режиссер Алексей Сахаров. Сценаристы: Александр Житинский, Алексей Сахаров (по мотивам повести А.С. Пушкина). Актеры: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлёв, Василий Лановой, Екатерина Редникова, Людмила Артемьева, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, Ариадна Шенгелая и др.

Обласканная на отечественных фестивалях, "Барышня-крестьянка" не имела никакого ощутимого резонанса за рубежом. По видимому, адаптированная в костюмную мелодраму одноименная повесть Александра Сергеевича Пушкина показалась заграничным "отборщикам" и "закупщикам" кинематографическим аналогом матрешки и самовара.

Между тем, картина сделана вполне мастеровито, с юмором. А сыгравшая заглавную роль Елена Корикова - молода и привлекательна.

В картине Алексея Сахарова, бесспорно, нет завораживающей стильности "Дворянского гнезда" Андрея Кончаловского или психологической тонкости "Поцелуя" Романа Балаяна. Но зато на общероссийском, довольно сумрачном кинофоне середины 1990-х "Барышня..." выглядела сентиментальным лучом экранного света...

Александр Федоров, 1999

-2

Чужие письма. СССР, 1976. Режиссер Илья Авербах. Сценарист Наталья Рязанцева. Оператор Дмитрий Долинин. Композитор Олег Каравайчук. Актеры: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Иван Бортник и др. 10,6 млн. зрителей за первый год демонстрации (прокат 1976 года).

... Одинокая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) приютила у себя в доме свою ученицу-старшеклассницу (Светлана Смирнова). Наивная Вера Ивановна полагает, что в душе ее "трудной" ученицы еще можно посеять "разумное, доброе, вечное". Но, увы, для 16-летней максималистки не существует никаких нравственных аксиом. Ради достижения своих целей он готова шутя-играя не только читать чужие письма, но и безжалостно вторгаться в хрупкий мир чувств своего педагога...

Известный российский режиссер Илья Авербах (1934-1986) поставил жесткую драму о крахе интеллигентских иллюзий о всесилии Добра. О самоуверенном и агрессивном всезнайстве новой генерации о том, как "надо жить". О столкновении поколений, разделенных непреодолимой пропастью взаимного непонимания.

При этом картина И. Авербаха ("Монолог", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева") вовсе не напоминает моральные прописи. Она поставлена психологически тонко, неоднозначно. Ирина Купченко ("Дворянское гнездо", "Странная женщина") и Светлана Смирнова ("Впервые замужем", "Письма мертвого человека") составили замечательный актерский дуэт. Характеры их героинь вылеплены объемно, узнаваемо, живо.

В отличие от иных выдающихся фильмов 1960-х-1970-х, "Чужие письма" не были отправлены на полку. Критический заряд фильма был как бы не замечен тогдашними властями. Картину тихо причислили к "безобидному" разряду "школьной темы"...

Александр Федоров, 1992