Нога. СССР, 1991. Режиссер Никита Тягунов. Сценарист Надежда Кожушаная. Актеры: Иван Охлобыстин, Пётр Мамонов, Иван Захава, Наталья Петрова, Фархад Махмудов, Людмила Ларионова, Оксана Мысина и др.
Никита Тягунов поставил странный фильм с не менее странным названием "Нога". Сценарий этой картины написан Надеждой Кожушанной по мотивам рассказа Фолкнера, действие которого перенесено в Россию и Афганистан 80-х годов ХХ века.
"Трансплантация", на мой взгляд, оказалась органичной.
Главный герой фильма - парнишка, потерявший ногу на афганской войне - кажется поначалу вполне реалистическим персонажем. Однако вскоре вокруг него начинает сжиматься сюрреалистическая петля философской притчи.
Двойник-мутант, выросший из ампутированной в госпитале ноги, как бы воплощая все его пороки и тяжкие грехи, продолжает приносить людям Зло... Ничто на свете не остается безнаказанным. Ожившая Нога мстит герою картины за то, что тот в порыве безумного гнева уничтожил мирную афганскую деревню.
Расплата неизбежна, хотя парень и пытается начать жизнь с нуля - уезжает в другой город, устраивается в военкомат...
Никита Тягунов, судя по всему, владел редким даром создания зыбкой атмосферы саспенса, рождающегося из, казалось бы, обычных, ничего не значащих деталей, звуков, тишины. Боль - физическая и душевная - передана на экране с впечатляющей силой...
Александр Федоров, 1992
Афганский излом. СССР, 1991. Режиссер Владимир Бортко. Сценаристы: Александр Червинский, Леонид Богачук, Михаил Лещинский, Ада Петрова. Актеры: Микеле Плачидо, Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова, Виктор Проскурин, Леонид Кулагин, Иван Краско и др.
Вероятно, военная драма Владимира Бортко "Афганский излом" - один из немногих российских фильмов на тему войны в Афганистане, авторы которого попытались рассказать о ней правду, не стремясь выстроить историю по законам остросюжетного боевика.
При этом даже итальянская звезда Микеле Плачидо в роли русского майора Бандуры не выглядит "волком в овечьей шкуре". Актер играет с полной отдачей, и его персонаж, "от звонка до звонка" прошедший ад афганской войны, воспринимается вполне "нашенским".
Война в фильме Владимира Бортко показана как безжалостный механизм, заставляющий нормального, вроде бы, человека, подобно хамелеону, принять новые правила игры: совершать поступки и действия, абсолютно немыслимые на "гражданке" - убивать, жечь, "зачищать" гранатами и бомбами дома и поселки...
При всем этом в фильме хорошо показана и другая сторона медали: на этой войне люди находили силы не только худо-бедно устраивать свой быт, но и заниматься "коммерцией", зарабатывать карьерные баллы...
Александр Федоров, 1992