Частенько в нашей жизни происходят события, когда окружающая реальность экзаменует нас и ставит оценку кол. Эти случаи воспринимаются человеком как безвыходность, порождают бессилие перед вставшей проблемой. Ты понимаешь, что решение проблемы есть, что решить ее необходимо, но как это сделать, как хотя бы приблизиться к решению, неизвестно. С таких кризисных моментов иногда начинается переоценка собственных знаний, умений и способностей, определяется дальнейший ход развития мировоззрения. Вариантов-то никаких нет: либо признаешь наличие проблемы, осознаешь свою личную беспомощность, либо стараешься отвернуться от нее, «отключаешься» от проблемы, стараешься забыть о ней. Ирония в том, что второй вариант приводит лишь к деградации, либо к психологическим минам замедленного действия, когда внешне адекватный человек вдруг, без видимой причины «взрывается» странными выходками и поступками.
Нередко десятки обыденных социальных проблем наталкивают на мысль о фундаментальных пороках общественного устройства. Систематически повторяющийся идиотизм локальных ситуаций приводит к выводу об идиотизме базисных основ современного общества. Тем более когда есть возможность сравнить рыночное настоящее с советским прошлым.
Для признающих существование проблемы идиотизма капитализма, деградации человека при капитализме, для плохо натренированных в прятках от своей совести написана брошюра А. Редина, в которой разобран, пожалуй, главный вопрос для порядочного и мыслящего человека — «Причины реставрации капитализма в СССР».
Книги и брошюры марксистов — свидетельства того, что фундаментальные, системные решения социальных проблем имеются, что наука — это не пустое слово, а именно то, что позволит трудящемуся получить на практике высшую оценку, позволит выйти самому и вывести остальных из пролетарства, сформировав боеспособный революционный рабочий класс.
«…Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее, и тот же читатель, который на жизненной своей дороге будет дружен с таким человеком, будет водить с ним хлеб-соль и проводить приятно время, станет глядеть на него косо, если он очутится героем драмы или поэмы. *Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин*».
Н.В. Гоголь, «Мертвые души»
Брошюра А. Редина — образец такого мудрого, испытывающего взгляда, изведывающего тему до ее первоначальных основ.
В первой части работы представлена методология, затем разбор наиболее популярных заблуждений и ошибочных мнений, в заключении — строго научное и целостное выявление настоящей причины реставрации капитализма, с очевидным и однозначным указанием на единственный путь преодоления реставрации — на научный централизм как метод формирования партии, руководящей процессом преобразования пролетариата в рабочий класс для борьбы за политическую власть, а затем и для строительства коммунизма.
Целостность работы, отсутствие «лишних» частей и достаточность содержащихся свидетельствуют об огромной работе, проделанной автором над материалом, являются конкретным примером коммунистической практики, о которой часто рассуждают в левых кругах, но все время путают с хвостизмом и хороводами с профсоюзами и пролетарством. Это именно тот образец научного централизма, к которому не только призывают журнал «Прорыв» и газета «Прорывист», но и демонстрируют его на практике, дают пример.
Отдельного внимания, добросовестного прочтения и обдумывания, усвоения требует первый раздел брошюры, методологический. Проскочив его по диагонали, не добраться и до целостного понимания работы. Как бы было ни нелепо читать книгу с середины или конца, но в действительно мы часто грешим этим, и если с развлекательным чтивом такой прием допустим, то с научными работами неприемлем. Здесь как в школьной программе: не изучив курс начальной грамоты, не научившись чтению, нелепо пытаться сразу прочесть книгу.
С самого начала, с раздела «О категории „причина“», автор выстраивает логически неразрывную цепь рассуждений, развитие и углубление понятий выводит читателя к следующему разделу — «Диаматика объективного и субъективного». Опираясь на глубокое изучение работ Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, работ В.А. Подгузова, автор приводит читателя к пониманию:
«В процессе завоевания политической власти рабочим классом и по мере разворачивания строительства коммунизма как в области материальной жизни общества, так и в области духовной, субъективный фактор играет всё более возрастающую роль. Можно сказать, что субъективные факторы, основанные на научном мировоззрении, превращаются в объективные факторы социального движения…»
Разъяснив содержание предыдущих разделов, А. Редин на этой основе формулирует дальнейшее исследование в разделе «Предпосылки и факторы перехода от капитализма к коммунизму», выводит читателя к пониманию выражения «зрелость субъективных факторов», пониманию разницы между интересами и наукой:
«Строительство коммунизма, ликвидацию классов, в строгом научном смысле, интересами назвать нельзя. Это не интересы, а единственно возможное будущее человечества. Прогресс возможен только к коммунизму, и его двигателем является не интерес, а наука, познание».
Завершается методологическая часть брошюры разделом «Сжатая формулировка основ материалистического понимания истории», где читателю объясняется, почему …капитализм венчает развитие убожества обществ, основанных на частной собственности…
Вторая часть, «Обзор основных версий причин реставрации капитализма в СССР», подробно и обстоятельно развенчивает версии, паразитирующие на вульгарном представлении о марксизме, продвигаемые в массы усилиями оппортунистов, их сознательных, либо невольных сторонников. Прочитавшему сложно не прийти к пониманию, что истоки версий вполне очевидны — они в буржуазной и троцкистской деятельности, что обслуживают они интересы тех, кто способствует удержанию господства капитализма.
Пять перечисленных версий, конечно, не исчерпывают многообразия индивидуальных мнений, различных вариаций и слияний, автором разбираются основные, фундаментальные искажения, но зато разбираются основательно, до исходной точки, до конечного понимания настоящей сути этих версий, представляемых как причины.
Кто знакомился с работами Ленина, помнит, что он не заканчивал работу перечислением ошибочных или ложных утверждений оппонентов, напротив, разбив их доводы, Ленин разъяснял и разворачивал цельную картину верного понимания вопроса. А. Редин в брошюре делает так же.
В заключительной части, названной, как и брошюра, «Причина реставрации капитализма в СССР», А. Редин приводит читателя к пониманию ответа, что …причиной реставрации капитализма в СССР являлась некомпетентность членов КПСС, особенно в её руководящем составе, в вопросах практического строительства коммунизма… А демократический централизм являлся способом размножения и распространения оппортунизма внутри партии, способом захвата руководства КПСС.
Как-то попросил знакомого прочитать одну свою заметку и высказать мнение о ней. Он очень быстро ответил, что часть прочитал, часть пролистал, что в ней он не увидел эксклюзива, авторской изюминки, что она очень похожа на те споры, что иногда ведутся в коллективах. Вообще, показалось, что у него было недоумение, к чему тратить время на такое «неэксклюзивное» занятие. Брошюра А. Редина «Причины реставрации капитализма в СССР» тоже не эксклюзив, в ней скучающий читатель не найдет авторской «изюминки», которая по сути выпячивание индивидуального подхода, альтернативного авторского видения, за которым либо дремучее невежество, либо стремление захватить внимание, не гнушаясь подтасовками и откровенной ложью. Здесь придется не расслаблять извилины, а думать, здесь не облегчение жизни, а вызов к тому человеческому, разумному, что часто крепко спит в читателе, замещенное жвачным инстинктом мещанина. А ведь давно пора, от бесконечных споров и обсуждений «эксклюзивных», а на поверку глупейших, обывательских версий причин произошедшего, встать на научный путь, ведущий к бесконечным победам и развитию, вместо того прозябания, что дало трудящимся невежество в политике. Это не так просто, как сочинять версии, но единственно надежно.
Автор работы преследовал цели, противоположные целям создателей бестселлеров, он не дает модную злободневную раскраску протестным настроениям пролетариев, а именно вскрывает суть разбираемой темы для добросовестного читателя, для желающего понять.
Некоторые снаряды в военном деле специально снабжают дополнительными характеристиками, например трассирующие пули. Такая пуля, кроме поражения цели, несет функцию целеуказания для последующих выстрелов. Именно таким снарядом является данная брошюра, она, кроме развенчания мифов и заблуждений, дает целеуказание, помогает читателю не только восхищаться метким выстрелом, но самому учиться «стрелять» не наобум, а точно в цель. Вскрывая истинные причины реставрации капитализма, брошюра помогает осознать единственно верный, наиболее эффективный путь ее преодоления.
Как и сотни лет назад, со времен Шекспира, «хитрое слово спит в глупом ухе», поэтому тем, чьи уши не глупые и не ленивые, необходимо не ожидать пробуждения марксистского сознания в массах пролетариата, а учиться на работах классиков марксизма, штудировать современных авторов, таких как В. Подгузов, А. Редин, становиться умнее, приближать момент, когда «хитрое» слово найдет способ взять даже дурака за «глупое ухо» и убедит не лениться, а добросовестно думать и соответственно работать.