Найти тему
НУАР-NOIR

Наконец-то, раскрыты тайны «Криминального чтива»

Уже даны ответы на вопросы о легендарном фильме

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Вопрос первый: кто всё-таки главный герой фильма? Несмотря на то, что в начальных титрах сперва пустили имя Джона Траволты, Винсента Вегу никак нельзя полагать главным персонажем, хотя значительная часть сюжета держится именно на нём. С драматической точки зрения куда более важен Джулс, которого играет Сэмюэл Джексон. Хотя бы по причине того, что его герой развивается, трансформируется, что в итоге помогает ему избежать смерти.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Однако если мы будем отталкиваться не от сюжета фильма, а от его фабулы, то есть происшествий, изложенных в хронологическом порядке, то обнаружим, что события в кинокартине начинаются и заканчиваются на Бутче Куллидже (персонаж Брюса Уиллиса). Фильм как бы начинается с того, что мальчик получает часы своего погибшего отца. А заканчивается, когда он их возвращает и со словами: «Зет сдох, детка» - на мотоцикле уезжает куда-то за горизонт.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Вопрос второй: что находилось в чемоданчике? Кейс, за которым пришли Винсент Вега и Джулс Уинфред, является типичным макгаффином из нуара, то есть предметом, за которым охотятся все подряд, иногда даже вопреки логике (вспоминаем фигурку птицы из «Мальтийского сокола»). Поначалу Тарантино предполагал, что в кейсе будут лежать драгоценности, которые пропали по ходу развития сюжета в «Бешенных псах». Однако затем решил усложнить сюжет

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

По сути чемоданчик был «заимствован» из фильма 1955 года «Целуй меня на смерть», став своего рода аллегорией «страхов атомного века». В данном случае речь идет о страхах Марселласа Уоллеса, обладая которыми можно контролировать «преступного босса». По этой причине очень важно вернуть чемоданчик оному.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Однако это рождает новый вопрос. Почему страхи светятся и вообще лучезарные? В данном случае к правильному ответу очень близко подошла версия с тем, что якобы в кейсе находится «душа Марселласа». На самом деле страхи являются частичкой того персонажа, что иногда именуют «несущий свет» или «утренняя звезда». По этой причине код на замке кейса – это три шестерки. Опять же Джулс в кафе даёт правдивый, хотя и иносказательный ответ: «Это грязное белье моего шефа»

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Как же Марселлас потерял свои страхи и фактически утратил контроль над собой? О последнем говорит то обстоятельство, что опасается покидать клуб, прикидываясь (даже для супруги) уехавшим по делам. Надо вспомнить историю про Тони «Темный страх», которого Уоллес выкинул с четвертого этажа. Очевидно, что тот был адептом тайного культа и провел над Уоллесом особый обряд (вспоминайте порез на шее, прикрытый пластырем)

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Целью обряда, судя по всему, было намерение сделать Марселласа совершенно бесстрашным. Однако Тони поддался соблазну получить контроль, за что и поплатился жизнью. Сама Миа подтверждает, что дело было не в каком-то массаже - «это личное дело Марселласа и Тони». Вернув себе свои страхи, гангстер смог выходить на улицу. Что показательно, чемоданчик приносит находящимся рядом одни неприятности. Явный признак его инфернальности.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Вопрос третий: каким фильмом вдохновлялся Тарантино? Ни для кого не секрет, что Тарантино аллюзионист, то есть творит по методу аллюзий, впечатлившись чем-то, обычно иным фильмом. Но не копирует, а основательно препарирует, проводит творческую вивисекцию, меня всё до неузнаваемости.

Поначалу мы полагали, что источником вдохновения был фильм создателя британского нео-нуара, талантливого режиссера Майка Ходжеса «Дешевое чтиво» («Палп»), который тот снял (1972)

Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)
Кадр из фильма "Криминальное чтиво" (1994)

Однако на уровне «генеральных идей» мы находим сходство с лентой братьев Коэнов «Перекресток Миллера» (1990). Именно там гангстеры говорят об этике (поступить правильно - центральное понятие в «Криминальном чтиве»), а также проблему взаимоотношений с подружкой криминального босса. К слову сказать, Уму Турман сделали брюнеткой именно по той же самой причине (посмотрите на Верну из «Перекрестка Миллера»)

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке