Найти тему
Cinema Ripper

Paul Thomas Anderson. Master крупных форм

«The Master» 2012
«The Master» 2012

«The Master» снятый Андерсоном в 2012 году, через пять лет после «There Will Be Blood», остается самым неоднозначным, спорным, сложным и в то же время, ценимым самим режем, фильмом. Картина слишком сложная по структуре и жанру, не дающая однозначных ответов, содержащая огромное количество отсылок в американскую историю и культуру, в то же время, как и другие фильмы Андерсона вовсе не являющейся реалистическим отражением действительности (Андерсон не снимает реализм), этот фильм скорее гротеск и метафора. Именно поэтому фильм оказался не понят зрителями (в основном зрительницами), не обладающими достаточным запасом знаний по сабжу, привыкшим к более простым продуктам и поведшимся на высокие рейтинги.

-2

Фильм имеет сложную форму, сложную идеологию, поднимает несколько пластов серьезных общественных и философских вопросов, кроме того имеет чудовищный хронометраж, впрочем, как и большинство фильмов Андерсона. И это не считая заведомо скандальной тематики касающейся, все еще актуальной мощной организации. Посему вызвал бурные холивары в обсуждениях. Еще один момент касается Хоакина Феникса, эпизоды связанные с ним, так же как и его игра, содержат изрядную долю фарса и создают ложное впечатление комичности, на самом деле фильм ни разу не комедия. Вообще, не могу сказать, был ли Феникс единственным кандидатом на главную роль, но так вышло что его реальная биография, странным образом оказалась созвучной сюжету фильма. К примеру, родители Хоакина, бывшие хиппи, были довольно плотно вовлечены в одну из самых одиозных сект 60х – «Дети Бога», сам он родился в Пуэрто-Рико, а его старший брат загнулся от передоза.

Сложности у фильма возникли уже на стадии подготовки, Universal слился, только ознакомившись со сценарием, хорошо что вообще нашлись смелые люди поддержавшие производство, Меган Эллисон , дочь миллиардера Ларри Эллисона и приобретший права на дистрибьюцию Харви Вайнштейн.

Немного о рождении идеи фильма. Мысль о концепции картины возникла у Андерсона во время съемок «There Will Be Blood», в 2007 году, она выросла из эпизода с циничным проповедником и его столкновении с главным героем, жестким реалистом-нефтяным магнатом. По сути, основная фабула является экскурсом в историю американского мессианства, трудно отделимого от сектантства самого оголтелого и абсурдного пошиба, все это густо замешано на политике и кризисной экономике. Постепенно сценарий пополнялся эпизодами не вошедшими в ранее снятые картины, а так же отдельными фактами биографий реальных личностей, таких как например Стейнбек или вымышленных, как герои романов Пинчона.

-3

Немного о сюжете. Основной сюжет разворачивается вокруг персонажа по имени Фредди Куэлл (Феникс) – бывшего военного моряка, вернувшегося после Второй мировой в штаты, здесь обращается внимание на проблему адаптации вернувшихся с войны солдат и формальное отношение государства к ним. Фредди – собирательный образ «простого американца», малообразованного, потерявшего ориентиры, с психологическими проблемами, не способного вписаться в социум и готового вот-вот сорваться.
Случайность сводит Куэлла с главой новообразованного религиозного общества The Cause Ланкастером Доддом (Хоффман), два совершенно разных типа сходятся по принципу «единства противоположностей», возможно их объединяет только лишь неврастения и  стремление смешивать. Фредди – мастер смешивать коктейли из, практически ядов, а Додд – идеи и практики, совершенно несмешуемого, бредового характера. Вот в этой паре противоположностей и кроется основной посыл фильма. Кто здесь главный герой? Руководитель, примеряющий на себя роль Бога, на самом деле мошенник, в лучшем случае демагог или его подопечный – слепо следующий за Мессией, тот самый народ. А возможно, эти двое – одно целое, оба персонажа имеют черты и схожие факты биографии «того самого основателя». К тому же, многие критики отмечали намеки на гомоэротический характер отношений главных героев, если таковой есть, то он имеет выраженную метафоричность, как любовь «пастора» и «паствы».

-4

Есть в картине еще третий персонаж – жена Додда Пегги (Эми Адамс) – теневой манипулятор и выразитель интересов ближайшего окружения, людей находящихся вверху пирамиды, исключительно меркантильных и не отягощенных комплексами. Если Додд испытывает неподдельный интерес к Фредди, наподобие интереса ученого к подопытному животному, то людям из приближенных Фредди не нужен вблизи, он вызывает отторжение и враждебность.

Естественным образом, ключевые сцены фильма разворачиваются между двумя главными героями, вначале это эпизоды связанные с психологическими тестами, проведенными Доддом над Фредди и дающими представление о раздолбанном состоянии последнего: «Твои неудачи беспокоят тебя?» — «Нет». «Твоя жизнь — борьба?» — «Нет». «Тебе интересны другие люди?» — «Не особо». «Ты веришь, что Бог спасет тебя от собственной смехотворности?» — «Нет».
Затем, это сцена в камере, где происходит надлом в их отношениях, Фредди высказывает сомнения в истинности культа, а после, в эпизоде на «Соленом озере», где Додд устраивает тест с покатушками на байках. Фредди, выполняя указание, направляется к вымышленной точке назначения и исчезает в бесконечной дали.

-5

Немного об общем впечатлении от картины. Когда я посмотрел фильм сразу после его выхода в релизе, он показался мне чуть не идеальным произведением в художественном смысле, однако, после повторного просмотра, я понял что не так в его идеологическом наполнении. Андерсон создал цельную картину, практически идеальную по форме, но в ее содержании нет четко обозначенной позиции, фильм, как бы фрустрация, он стремится поставить вопросы и ответить на них, но не достигает этой задачи, он похож на мираж, красивый, но нереальный.

-7