Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Ошибки юности» (СССР, 1978): запрещенный фильм

Станислав Жданько (1953-1978)
Станислав Жданько (1953-1978)

Ошибки юности. СССР, 1978. Режиссер Борис Фрумин. Сценаристы Эдуард Тополь, Борис Фрумин. Актеры: Станислав Жданько, Михаил Васьков, Марина Неёлова, Наталья Варлей, Николай Караченцов и др.

-2

У фильма «Ошибки юности» судьба сложилась, мягко говоря, трудно. Картина была снята в 1978 году, но на экраны не вышла. Ее режиссер Борис Фрумин («Дневник директора школы», «Семейная мелодрама») уехал за рубеж, эмигрировал на запад и сценарист фильма Эдуард Тополь. А исполнитель главной роли — талантливый молодой актер Станислав Жданько — вскоре покончил жизнь самоубийством (или был убит?).

И только спустя десять лет В. Фрумин получил разрешение приехать из Америки на «Ленфильм», чтобы подготовить «Ошибки юности» к выпуску в прокат.

Разумеется, на фоне остросоциальных перестроечных картин на молодежную тему «Ошибки...» выглядят гораздо скромнее. Но выйди фильм каким-то чудом тогда, в конце семидесятых, он произвел бы, вероятно, впечатление почти шоковое.

Мало того, что, пожалуй, впервые в отечественном кино Борис Фрумин показал армейскую «дедовщину» в действии. «Ошибки юности», вопреки своему завлекательно-мелодраматическому названию, смело выводили в герои повествования непривычную фигуру рабочего парня.

Непривычность героя фильма заявлена почти с самого начала картины. Авторы пошли на эксперимент по тем временам весьма «чреватый»: передали главному персонажу такие «интеллигентские» черты, как потеря жизненных ориентиров, мучение из-за ощущения себя «лишним человеком» в обществе, которое, казалось бы, целеустремленно приближается к светлому будущему.

Взрывной темперамент Станислава Жданько (1953-1978), на мой взгляд, идеально подошел для этой роли. Мгновения безмятежного спокойствия приходят к его герою лишь во сне (как в кадре, где он крепко спит, положив рядом с подушкой номер «Советского экрана» с портретом Валентины Малявиной).

На первый взгляд, фабула «Ошибок юности» несет в себе целую коллекцию штампов отечественного кинематографа 1970-х. Тут и желание отличника боевой и политической подготовки после армейской службы поехать на далекие стройки Севера или Сибири. И борьба на этой самой стройке с суровой природой, местным вожаком и другими неизбежными трудностями, не говоря уже о хрестоматийном для молодежных лент того времени эпизоде, когда «положительный» герой отбивает у «отрицательного» красивую девушку (Марина Неелова).

Но Борис Фрумин смело ломает устоявшееся клише: молодые покорители северной природы напрочь лишены образцово-показательного ореола, а сам герой едет в далекие края вовсе не из-за врожденной приверженности высоким идеалам - ему хочется попробовать себя в деле, хочется полной самостоятельности.

Финал у «Ошибок юности» вроде бы тянет на «хэппи энд» — главный герой, бросивший стройку и перебравшийся в Питер, женится на одинокой молодой женщине (Наталья Варлей), обеспеченной, как это принято указывать в объявлениях по обмену квартир, изолированной жилплощадью со всеми удобствами.

Только, ох, какая это невеселая свадьба. Казалось бы, какого рожна еще надо? Почти столичный город, квартира, обаятельная жена. Ан, нет! Все равно недоволен главный герой, все ему неймется... Станиславу Жданько в этой сцене, на мой взгляд, удается чисто актерскими средствами — пластикой мятущихся движений, резкостью жестов, перепадами интонаций и мимики — передать ощущения, возникающие всякий раз, когда слышишь знаменитые строчки Владимира Высоцкого: «Нет, ребята, все не так. Все не так, ребята…»

Герою С. Жданько не дано объяснить словами, что же именно его не устраивает в окружающем мире. Он не силен в теоретическом анализе общественно-политических и административно-хозяйственных структур. Как то, что персонаж Станислава Жданько до боли остро ощущает, что вокруг неладно, авторы передают на экране сильно и точно.

Опять-таки, принимая во внимание времена, в которые создавался фильм, можно отчетливо представить, что Борис Фрумин во многом был вынужден, как говорится, наступать на горло собственной песне: о чем-то умолчать, на что-то лишь намекнуть. Решение иных эпизодов выглядит сегодня, вероятно, излишне прямолинейным, а порой и несколько назидательным (вроде линии армейского дружка Сергея — персонажа «кинематографически» положительного).

Однако «Ошибки юности» при всех недостатках, и недоговоренностях все равно видятся мне этапной работой для искусства 1970-х. Как и снятые примерно в то же время «полочные» картины: «Вторая попытка Виктора Крохина» И. Шешукова и «Тема» Г. Панфилова, «Отпуск в сентябре» В. Мельникова, «Ошибки юности» были одним из немногих прорывов кино к правде. Прорывов, увы, остановленных сверхбдительной цензурой.

Александр Федоров, 1989