Станционный колокол - давно уже забытый раритет, безвозвратно ушедший глубоко в прошлое "чугунки", о котором сегодня никто из пассажиров поезда даже и не вспоминает. А раньше, во времена дореволюционной царской России, ни одно одно из событий, связанное с отправлением поезда со станции, не обходилось без такого особого ритуала, когда на железнодорожной платформе словно в каком-нибудь театре раздавались периодически звонкие удары в колокол, предупреждая пассажиров о чём то очень важном.
Очень хорошо и наглядно подобного рода вокзальная сцена отражена в произведении классика. Иван Бунин в своей повести "Новая дорога" красочно описывает одну такую сцену:
"Напрасно уезжаете! – говорят мне знакомые, поздним вечером прощаясь со мной на вокзале.
– Добрые люди только съезжаются в Петербург. Чего вы там не видали? Лесов, сугробов? А потом ещё эта новая дорога, на которой дня не проходит без крушений!
– Бог милостив! – отвечаю я.
Провожающие пожимают плечами. Наступают те неприятные минуты разлуки, когда сказать уже нечего, улыбки делаются фальшивыми, а время начинает идти страшно медленно".
Наконец раздается второй звонок (первый соответственно уже прозвучал ранее, писатель счёл должным не упоминать об этом).
"Махая шляпами, провожающие уходят и, оборачиваясь, кланяются уже с искренней приветливостью".
— "Готово! — кричит кто-то около паровоза, и паровоз тяжко стукается буферами в вагоны. Слышно, как он сдержанно сипит горячим паром, изредка кидая клубы дыма, и платформа пустеет. Остаются только высокий красивый офицер, с продолговатым, нагло серьезным лицом в полубачках, и дама в трауре".
"Потом из конторы быстро выходит начальник станции. Он только что вёл с кем-то неприязненный спор и поэтому, резко скомандовав:
«Третий»,
Так далеко швыряет папиросу, что она долго прыгает по платформе, рассыпая по ветру красные искры.
И тотчас же на всю платформу звонит гулкий вокзальный колокол, раздаются гремучие свистки оберкондуктора, мощные взрёвывания паровоза — и мы плавно трогаемся".
Иван Бунин, повесть "Новая дорога", 1901 год.
Из повести Ивана Бунина становится понятным, что ровно три удара в станционный колокол звучали при отправлении пассажирского поезда. И конечно же совсем нетрудно догадаться, что ударами в станционный колокол так изначально извещали пассажиров о времени отправления поезда, чтобы те могли успешно завершить свои дела, попрощавшись с родными и близким, чтобы не опоздать сесть в свой вагон.
Кто и когда звонил в сигнальный колокол на станции?
Первый звонок, который подавал «агент службы движения» (на современный манер - дежурный по станции или сокращённо ДСП) сигнальным колоколом, раздавался за 5 минут, причём даже если поезд ещё не прибыл, второй — за 2 минуты, третий — непосредственно перед самим отправлением поезда.
Сегодня для извещения пассажиров об отправлении поезда служат различные информационные табло и речевые информаторы, а станционные колокола повсеместно ушли в прошлое. И только лишь профессиональный взгляд любителя железных дорог, может отыскать на здании какого-нибудь уездного старинного вокзала место, где когда-то висел колокол, извещавший пассажиров об отправлении поезда.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram