Найти тему
Советская авиация

Почему самолёты в Монино находятся не в лётном состоянии?

Оглавление

В своих недавних статьях я развенчал уже семь мифов, которые настырно повторялись в комментариях под различными публикациями, посвящённых Центральному музею ВВС. Сегодня я развею ещё один стереотип, настолько важный и всеобъемлющий, что придётся снова посвятить ему всю статью целиком.

Миф №8

Монино нельзя считать музеем, ведь самолёты находятся не в лётном состоянии

В этом мифе смешались два фактора ‒ завышенные ожидания и низкая информированность.

Во-первых, попадая в богатый американский или европейский музей, некоторым посетителям кажется, что раз самолёты идеально отреставрированы снаружи, покрашены и аж сияют ‒ то они хоть завтра могут отправиться в полёт. Я очень завидую их незамутнённой наивности :)

Фото: Smithsonian National Air and Space Museum
Фото: Smithsonian National Air and Space Museum

Во-вторых, люди по умолчанию относят любой ретро-самолёт к музейным экспонатам. Даже если тот находится в полёте. На деле же каждый летающий ретро-самолёт (или реплика) ‒ частный, принадлежит богатому коллекционеру или какому-нибудь фонду.

Фото: goodfon.ru
Фото: goodfon.ru

Крупнейшим в мире коллекционером летающих ретро-самолётов является американский миллионер Кермит Уикс. Его коллекция насчитывает более 140 гражданских и военных самолетов, оригиналов и реплик.

Фото: Gary Bogdon
Фото: Gary Bogdon

Широко известны частные коллекции соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена, а также новозеландца Тима Воллиса, у которого самолётов больше, чем у новозеландских ВВС.

Пол Аллен рядом со своим P-51 «Мустанг». Фото: Flying Heritage Museum
Пол Аллен рядом со своим P-51 «Мустанг». Фото: Flying Heritage Museum

Самолёты и другую технику из бывшей коллекции покойного Пола Аллена можно увидеть в Flying Heritage & Combat Armor Museum в пригороде Сиэтла. Но это уникальный случай, таких музеев в мире больше нет.

Летающий По-2 Пола Аллена в Flying Heritage Museum. Фото: nsimpson
Летающий По-2 Пола Аллена в Flying Heritage Museum. Фото: nsimpson

Кроме того, собственным парком летающих ретро-самолётов обладают различные некоммерческие объединения и организации, такие как: The Flying Bulls (Австрия), Vormezeele Collection (Бельгия), The Red Bull (Швейцария), Meier Brothers (Германия). Одним из важнейших мировых спонсоров для таких фондов является австрийская компания Red Bull GmbH, поэтому многие ретро-самолёты несут на себе рекламу этого энергетического напитка.

Фото: jurgen
Фото: jurgen

К сожалению, из-за сложности в управлении и обслуживании, проблем с запчастями и общей усталости ретро-самолёты регулярно попадают в аварии, нередко унося с собой жизни пилотов и пассажиров.

-8

Поэтому любой уважающий себя музей занимается прежде всего сохранением ценнейших экземпляров, а не гоняет их по авиасалонам по всему миру.

RAF Museum London - это исключительно статическая экспозиция. Фото: Clemens Vasters
RAF Museum London - это исключительно статическая экспозиция. Фото: Clemens Vasters

В России ситуация обстоит точно таким же образом, как в США и других цивилизованных странах: музеи предназначены для статического экспонирования авиатехники, а эксплуатацией летающих самолётов занимаются частники. Было бы наивно думать, что государство разрешит поднимать в воздух исторические реликвии, сохранившиеся в единственном экземпляре. И ещё более наивно ‒ что богачи будут вкладывать средства в музейные самолёты, которые им не принадлежат.

У нас есть замечательный фонд «Крылатая память Победы» под руководством Бориса Осятинского, который за тридцать лет восстановил и поднял в воздух самолёты Ил-2, МиГ-3, И-15 бис, И-15 ДИТ, И-153 «Чайка», И-16, По-2, Texan Т-6, AVRO 504, Sopwith Camel, Fokker Dr-I и D-VII. Фонд существует в форме некоммерческой организации, и статусом музея, разумеется, не наделён.

Фото: Борис Осятинский
Фото: Борис Осятинский

Самолётами «Крылатая память Победы» владеет совместно с частным Музеем техники Вадима Задорожного.

Выставка самолётов «Крылатая память Победы» во Внуково. Фото: Марина Лысцева
Выставка самолётов «Крылатая память Победы» во Внуково. Фото: Марина Лысцева

Вот только, придя в музей Задорожного, ни одного из этих самолётов вы не увидите. Вам покажут только нелетающие и неработоспособные фюзеляжи, точно так же, как в Монино. И тут не на что обижаться. Зачем держать в музейных залах самолёты, из которых подтекает масло, которые требуют постоянной заботы и обслуживания? Вопрос риторический. А тот же Вася, который вчера требовал от музея предоставить ему самолёты в лётном состоянии, придёт и скажет «Фи, грязные потёки. Фу, бензином воняет. А можно я деточку в кабину посажу, он ручки подёргает?»

Музей Задорожного. Фото: Саид Аминов
Музей Задорожного. Фото: Саид Аминов

Есть и другой немаловажный аспект. В России любой владелец техники сталкивается с проблемой транспортного налога, который платится из расчёта мощности двигателя в лошадиных силах, даже если самолёт всё время стоит на земле. Вадим Задорожный ещё в 2012-2013 годах обозначил проблему, которая с тех пор не только не решена, а только усугубилась:

За военно-исторические самолёты мы платим транспортный налог. Я плачу также все налоги, у меня нет никаких льгот. То есть я как обычная организация, выполняющая социальную, государственную задачу, я обложен со всех сторон. За 12 самолётов казна получает 4,5 млн рублей в год.

Оно и понятно ‒ ведь в случае введения льгот для учреждений культуры любой предприимчивый директор музея накупит стареньких Як-18 и начнёт «стричь зелень», катая на них всех желающих. Сплошное разорение для бюджета выйдет!

Поэтому, покупая билет в музей Задорожного, вы помогаете оплатить налог на летающие самолёты «Крылатой памяти Победы», даже не видя самих самолётов.

Между тем, именно в вопросе летающих экспонатов монинский музей превосходит все технические музеи в России. Прямо сейчас вы можете приехать в Монино, зайти в ангар №8 «Уникальные летательные аппараты», и своими глазами посмотреть на настоящий, «живой», летающий ретро-самолёт Як-18А. Такие самолёты выпускались в СССР с 1957 по 1960 год.

Однако, не удивляйтесь, что вас к зачехлённому самолёту и близко не подпустят, ведь он частный. Что не делает его менее уникальным, ведь он оригинальный до последнего винтика. Его хозяин, бывший киносценарист Олег Сергеевич Колесников 20 лет (с 1986 года) устанавливал на самолёт только «родные» запчасти и в 2006 году получил сертификат лётной годности (СЛГ).

Фото: Олег Гаврюшенко
Фото: Олег Гаврюшенко

В следующих статьях я продолжу опровергать недостоверные факты о монинском музее ВВС.

Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на мой канал! Если Вам понравилась статья, то ставьте лайк, чтобы ещё больше людей её смогли прочитать!