ГАЗ №5 – советский четырехместный пассажирский самолёт, сконструированный Е. Э. Гропиусом, биплан с двухстоечными неубиваемым шасси, полностью деревянной конструкции, с двигателем «Испано-Сюиза», мощностью 300 л.с. Самолет был произведен 12 октября 1923 года. Название самолета было дано по Московскому заводу производителю ГАЗ №5.
Самолет полностью деревянной конструкции отличался большим вместительным фюзеляжем. Предполагался к использованию в качестве пассажирского, одновременно оценивался в качестве легкого бомбовоза.
В небо самолет впервые поднял летчик Ефремов 9 июня 1924 года. Летом-осенью 1924 года самолет проходил испытания, которые показали весьма плохие результаты. ГАЗ №5 имел плохую скороподъемность, малый потолок и большой разбег. По результатам испытаний самолет принят не был. Среди недостатков указывалась малая мощность двигателя, хотя при этом самолет достиг полетной скорости в 165 км/ч, что было сравнительно хорошим значением для тех лет.
Дальнейшая судьба самолета не известна, видимо он был разобран на заводе. ГАЗ №5 был одним из первых отечественных пассажирских самолетов и по прежнему остается в тени...
Несмотря на неудачные летные характеристики, создание совершенно нового пассажирского самолета в разоренной после гражданской войны Советской России можно назвать выдающимся достижением в создании отечественной гражданской авиации. Пытались построить большой пассажирский самолет для нужд народного хозяйства, который был столь необходим молодым Советским республикам. Пройдут годы и в небо поднимутся совершенно новые отечественные пассажирские самолеты, которые завоют на долгие годы Советское небо.
© Юрий Дорошенко