Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Гигантский «летающий вагон» Як-60

Учитывая опыт создания и эксплуатации вертолета Як-24, в Ленинградском филиале ОКБ-115, на заводе МАП №272 в Ленинграде, под руководством главного конструктора Игоря Александровича Эрлиха, согласно февральского 1958 года постановления Совета Министров СССР, прорабатывался проект нового тяжелого четырехмоторного вертолета, продольной схемы – Як-60. Для вертолета планировали четыре газотурбинные двигатели Д-25ВФ, мощностью 6497 л. с. каждый. Планируемая грузоподъемность должна была составлять более 40 тонн. Габариты Яковлевского гиганта были следующие: длина 44,6 метра, ширина 8,6 метров и высота 11,6 метров. Грузоподъемность Як-60 была 42 тонны, а максимальный взлетный вес – 100 тонн.

Макет вертолета Як-60. Фотография © Архив КБ им. А.С. Яковлева
Макет вертолета Як-60. Фотография © Архив КБ им. А.С. Яковлева

Назначением вертолета-гиганта являлось транспортировка по воздуху: танков, бронетранспортеров, самоходных установок, наземных РЛС, баллистических ракет, понтонных блоков, мостовых ферм, боеприпасов и другого вооружения, мачт электропередачи, буровых вышек, речных судов и прочих крупногабаритных народно-хозяйственных грузов.

Перевозка вертолетом Як-60 танка Т-34 на внешней подвеске. Иллюстрация © Архив КБ им. А.С. Яковлева
Перевозка вертолетом Як-60 танка Т-34 на внешней подвеске. Иллюстрация © Архив КБ им. А.С. Яковлева
Перевозка вертолетом Як-60 двух средних баллистических ракет на внешней подвеске. Иллюстрация © Архив К.Г. Удалова
Перевозка вертолетом Як-60 двух средних баллистических ракет на внешней подвеске. Иллюстрация © Архив К.Г. Удалова

Кроме просторной грузовой кабины, допускалась транспортировка груза и на внешней подвеске. При этом он мог брать на борт до 228 десантников в полной экипировке или 176 раненых и 8 медработников.

Вариант загрузки грузовой кабины вертолета Як-60. Иллюстрация © Архив КБ им. А.С. Яковлева
Вариант загрузки грузовой кабины вертолета Як-60. Иллюстрация © Архив КБ им. А.С. Яковлева
Габариты вертолета Як-60. Иллюстрация © Архив КБ им. А.С. Яковлева
Габариты вертолета Як-60. Иллюстрация © Архив КБ им. А.С. Яковлева

Работы по вертолету не вышли дальше технического предложения, из-за отказа ОКБ-115 от вертолетной тематики и закрытия его Ленинградского филиала с последовавшей переориентацией завода № 272. Подобный вертолет-гигант был создан в КБ Миля. Им стал самый большой в мире вертолет В-12.

© Юрий Дорошенко