На фотографии изображен один из четырех блоков передвижной мобильной атомной электростанции на гусеничном шасси, ТЭС-3, на Камчатке. В качестве шасси было выбрано модернизированное шасси тяжелого советского танка Т-10. Из-за большой нагрузки пришлось расширить гусеницы, а из-за увеличенных габаритов, пришлось увеличить число катков с семи до десяти штук. ТЭС-3 расшифровывалось, как транспортируемая электростанция.
Эскизный проект был разработан в 1957 году. К 1959 году было произведено специальное оборудование. В 1960 году оборудование смонтировали на четырех гусеничных самоходах. В августе 1960 года мобильную атомную электростанцию доставили в Обнинск на испытания. 13 октября 1961 года состоялся энергетический пуск атомной электростанции, за которым последовали испытания до 1965 года. После испытаний ТЭС-3 была остановлена и выведена из эксплуатации.
Через несколько лет, ТЭС-3 отправили на Камчатку для экспериментальных исследований к термальным паровым гейзерам. Вероятно всего хотели испытать способы нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности. Таким способом в дальнейшем планировали использовать ТЭС-3 на скважинах вблизи города Грозного.
По результатам исследований на Камчатке, мобильная атомная электростанция была признана нецелесообразной. В 1969 году ТЭС-3 навсегда законсервировали.
Описываемые события были поистине революционными в атомной энергетике. В погоне за идей мирного атома, ученые всего мира думали о широком применения атомной энергетики в народном хозяйстве. Подумывали даже о создании автомобиля с атомным реактором. Но в виду безопасности от этих и многих других проектов быстро отказались...
© Юрий Дорошенко