Найти тему
Лидеры кино

«Русский ковчег». Полет по Эрмитажу, запечатлевший века

«Русский ковчег» - фильм кинорежиссера А. Сокурова стал первым убедительным примером, что полнометражный фильм можно снять одним дублем. В практике кино всегда считалось, что зрителю сложно долго удерживать внимание на одном длинном кадре и поэтому короткие планы съемки усиливают внимание зрителей.

Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"

Ф. Феллини, И. Бергман, позволяли себе снимать «длинным кадром», поскольку считали, что это добавляет реалистичности. В СССР одним из главных теоретиков и практиков съёмки длинным кадром был Андрей Тарковский. Он считал, что монтаж нарушает целостность истории.

А. Сокуров в разговорах с А. Тарковским впервые стал обсуждать проект съемок полнометражного фильма одним дублем. Но тогда это было мечтой, фантастикой.

Кинорежиссер А. Сокуров на съемках фильма "Русский ковчег"
Кинорежиссер А. Сокуров на съемках фильма "Русский ковчег"

Проект стартовал только в 2001 году и превратился в один из самых уникальных за всю историю кино. В ленте «Русский ковчег» Сокуров обратился к истории Зимнего Дворца – знаменитому музею Эрмитаж. Сокуров о замысле фильма:
«Эрмитаж — это дворец-музей, где в отличие от других европейских пространств, жили люди. Это место жилое, обитаемое, человеческое. В этом его специфика. Здесь жила царская семья, многочисленные родственники, при этом там была и галерея, и собрание искусства».

Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"

По сюжету в Зимнем дворце оказываются два путешественника в пространстве и во времени. Один из них (С. Дрейден) — французский маркиз первой половины XIX века. Другой (А. Сокуров) — наш современник невидим для зрителя: звучит только его голос. Иностранец поначалу свысока взирает на русскую историю и культуру, подчёркивая её вторичность по отношению к европейской, тогда как его спутник смотрит на историю страны другими глазами.

Вместе с героями фильма зрители проникают сквозь три века истории Зимнего дворца, знакомясь с жизнью его обитателей и гостей (включая Петра I, Екатерину Вторую, Пушкина, Николая I, семейство Николая II) и попадая в ключевые события в жизни Эрмитажа: от блестящих великосветских балов до суровых дней блокады Ленинграда.

Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"

Знаменитый музей переосмыслен Сокуровым как своего рода ковчег — средоточие всего культурного и духовного наследия России. В фильме - 2000 актеров, 300 лет русской истории, 33 зала Эрмитажа, 3 живых оркестра.

Когда проект стартовал, один только Сокуров знал, насколько он грандиозен и сложен, к тому же осуществляется впервые в истории мирового кино. Режиссер решил снимать фильм без единой монтажной склейки, одним кадром. Это был рискованный шаг, но режиссеру для съемок ленты удалось собрать группу продюсеров из Германии, Японии, Франции и России. Продюсеры поняли всю сложность съемки только накануне и сразу же урезали бюджет до 4,5 млн. долларов.

-5

Но съемки все - таки состоялись. 23 декабря 2001 года оператору картины Т. Бюттнеру удалось пройти по коридорам Эрмитажа без остановки 1,3 километра, неся на себе систему стабилизации и кинокамеру с монитором и аккумуляторами общим весом 35 кг. Это стало возможным благодаря применению цифровой кинокамеры, время непрерывной съёмки которой не ограничено.

Сокуров о съемках фильма: «На протяжении съемок при мне была карта-схема российской истории — пространство драматургии. Все свои размышления я соотносил с этой картой, на которую были нанесены все исторические события, все значимые исторические лица. В соответствии с этой схемой я разработал план движения персонажей по дворцу, который стал олицетворением живого, проживаемого в кадре исторического времени. Места, залы, которые имеют отношение к определенной эпохе, были некими сферами вхождения в разные исторические эпохи».

В итоге фильм имел не только фестивальный успех – премия МКФ в Торонто, но и принес прибыль продюсерам, собрав 7 млн. долларов в мировом прокате. А в планах Сокурова уже был фильм "Фауст", в 2011 году удостоенный главной премии на МКФ в Венеции.

Владимир Жерехов