«Русский ковчег» - фильм кинорежиссера А. Сокурова стал первым убедительным примером, что полнометражный фильм можно снять одним дублем. В практике кино всегда считалось, что зрителю сложно долго удерживать внимание на одном длинном кадре и поэтому короткие планы съемки усиливают внимание зрителей.
Ф. Феллини, И. Бергман, позволяли себе снимать «длинным кадром», поскольку считали, что это добавляет реалистичности. В СССР одним из главных теоретиков и практиков съёмки длинным кадром был Андрей Тарковский. Он считал, что монтаж нарушает целостность истории.
А. Сокуров в разговорах с А. Тарковским впервые стал обсуждать проект съемок полнометражного фильма одним дублем. Но тогда это было мечтой, фантастикой.
Проект стартовал только в 2001 году и превратился в один из самых уникальных за всю историю кино. В ленте «Русский ковчег» Сокуров обратился к истории Зимнего Дворца – знаменитому музею Эрмитаж. Сокуров о замысле фильма:
«Эрмитаж — это дворец-музей, где в отличие от других европейских пространств, жили люди. Это место жилое, обитаемое, человеческое. В этом его специфика. Здесь жила царская семья, многочисленные родственники, при этом там была и галерея, и собрание искусства».
По сюжету в Зимнем дворце оказываются два путешественника в пространстве и во времени. Один из них (С. Дрейден) — французский маркиз первой половины XIX века. Другой (А. Сокуров) — наш современник невидим для зрителя: звучит только его голос. Иностранец поначалу свысока взирает на русскую историю и культуру, подчёркивая её вторичность по отношению к европейской, тогда как его спутник смотрит на историю страны другими глазами.
Вместе с героями фильма зрители проникают сквозь три века истории Зимнего дворца, знакомясь с жизнью его обитателей и гостей (включая Петра I, Екатерину Вторую, Пушкина, Николая I, семейство Николая II) и попадая в ключевые события в жизни Эрмитажа: от блестящих великосветских балов до суровых дней блокады Ленинграда.
Знаменитый музей переосмыслен Сокуровым как своего рода ковчег — средоточие всего культурного и духовного наследия России. В фильме - 2000 актеров, 300 лет русской истории, 33 зала Эрмитажа, 3 живых оркестра.
Когда проект стартовал, один только Сокуров знал, насколько он грандиозен и сложен, к тому же осуществляется впервые в истории мирового кино. Режиссер решил снимать фильм без единой монтажной склейки, одним кадром. Это был рискованный шаг, но режиссеру для съемок ленты удалось собрать группу продюсеров из Германии, Японии, Франции и России. Продюсеры поняли всю сложность съемки только накануне и сразу же урезали бюджет до 4,5 млн. долларов.
Но съемки все - таки состоялись. 23 декабря 2001 года оператору картины Т. Бюттнеру удалось пройти по коридорам Эрмитажа без остановки 1,3 километра, неся на себе систему стабилизации и кинокамеру с монитором и аккумуляторами общим весом 35 кг. Это стало возможным благодаря применению цифровой кинокамеры, время непрерывной съёмки которой не ограничено.
Сокуров о съемках фильма: «На протяжении съемок при мне была карта-схема российской истории — пространство драматургии. Все свои размышления я соотносил с этой картой, на которую были нанесены все исторические события, все значимые исторические лица. В соответствии с этой схемой я разработал план движения персонажей по дворцу, который стал олицетворением живого, проживаемого в кадре исторического времени. Места, залы, которые имеют отношение к определенной эпохе, были некими сферами вхождения в разные исторические эпохи».
В итоге фильм имел не только фестивальный успех – премия МКФ в Торонто, но и принес прибыль продюсерам, собрав 7 млн. долларов в мировом прокате. А в планах Сокурова уже был фильм "Фауст", в 2011 году удостоенный главной премии на МКФ в Венеции.
Владимир Жерехов