Из серии интервью "Чехов на карте Истринского района". Рассказывает Е.В. Штейдле, руководитель истринского общества "Наследие"
Чикино. Трухоловка.
Чикино.
Чикино – предместье Воскресенска, в двух верстах от него. Сейчас это Истринская районная больница на окраине нашего города.
В Чикинской земской больнице в 1881-1884 годах, будучи студентом медицинского факультета Московского университета, а затем уже молодым врачом, Чехов проходил врачебную практику. Заведовал больницей известный земский врач Павел Арсентьевич Архангельский, по словам А.П. Чехова, «милейший человек и прекрасный врач».
С Архангельским, как, впрочем, и с другими врачами, фельдшерами лечебницы, у А.П. Чехова сложились самые добрые, дружеские отношения. Здесь Чехов учился не только профессионализму, но и поистине любовному, душевному отношению к больному.
Медицинская практика одновременно стала и писательской практикой А.П. Чехова. Умение наблюдать и анализировать, подмечать едва уловимые оттенки поведения, настроения, душевного состояния человека – все это в Чехове – писателе от Чехова – врача.
О значении работы брата в Чикинской больнице М.П. Чехова пишет: «Больница сблизила его с больными – крестьянами, открыла перед ним нравы их и низшего медицинского персонала и отразилась в произведениях Антона Павловича».
Начиная со знаменитой «Хирургии», немало рассказов у А.П. Чехова построено целиком на сюжетах, которым он обязан врачебной чикинской практике (или тому, что с ней связано).
Что касается самого местечка Чикино, расположенного на возвышенности, в березовой роще, то оно было весьма симпатичным. Здесь же и красивый пруд, кстати, будучи заядлым рыболовом, Чехов и здесь порыбачил — линей ловил…
Трухоловка.
Чехов занимался не только врачебной практикой в Чикинской земской больнице, но и принимал участие в судебно-медицинских вскрытиях, а значит, приходилось колесить по тогдашнему Звенигородскому уезду. Так Чехов оказался в Трухоловке. Эта деревенька существовала до конца 40-х гг. ХХ в. Она влилась в поселок Снегири и стала северо – западной окраиной его.
В письме Лейкину от 27 июня 1884 г. мы читаем: «Сейчас я приехал с судебно-медицинского вскрытия, бывшего в 10 верстах от Воскресенска». И далее следует целый захватывающий рассказ в письме, которое без преувеличения, можно назвать эпистолярным шедевром. Поистине трагически- юмористический памятник – не в камне, а в слове — поставил Чехов этому внешне мало примечательному местечку Подмосковья!
Это письмо стало основой его рассказа «Мертвое тело».
А трухоловский дуб, около которого разворачивались события, — когда-то «молодой дуб», что упомянут в письме А.П. Чехова, — в 40-х годах прошлого века запечатлен художником – графиком С.М. Чехов — племянником Чехова.
Бабкино.
Бабкино – одно из тех мест, где пребывание А.П. Чехова на истринской земле было наиболее длительным и плодотворным. С владельцами усадьбы Бабкино — Алексеем Сергеевичем и Марией Владимировной Киселевыми — Чеховы познакомились еще в 1883 году, а в летние месяцы 1885 –1887 гг. жили у них на даче в Бабкино.
Примечательна была усадьба своим исключительно живописным местом расположения: высокий берег Истры, откуда открывается вид на долину извилистой реки, на луга, поля, леса, окрестные деревни. Пейзаж Бабкина как бы соединил в себе все очарование природы средней полосы России.
«Перед моими глазами расстилается необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес, Сафонтьево…» — это строчки одного из чеховских писем.
Но и сама усадьба была красива. По словам Антона Павловича, «дача роскошна».
А брат Михаил даже называет Бабкино – «щегольское Бабкино» – с его английским парком, цветами и оранжереями…
У Чехова сразу установились самые сердечные отношения с владельцами усадьбы А.С. и М.В. Киселевыми. В их семье царил культ искусства, музыки, литературы. Гостями Бабкино были многие известные музыканты, литераторы, актеры. Здесь читали новинки литературы, звучала музыка, устраивались импровизированные спектакли…
«Редко в нашей дальнейшей жизни было столько искреннего веселья, юмора, сколько было их в Бабкине», — писала М.П. Чехова.
Так молодой Чехов оказался в замечательной творческой среде увлеченных людей, которая, безусловно, способствовала расцвету его литературного таланта.
Огромное значение имела и природа Бабкино, которой Антон Павлович неизменно восхищался, говоря о ней – «за душу хватающие пейзажи»…
И еще несколько чеховских строк, посвященных Бабкино и его окрестностям:
« Природу не описываю. Если будете летом в Москве и приедете на богомолье в Новый Иерусалим, то я обещаю Вам нечто такое, чего вы нигде и никогда не видели… Роскошь природа! Так бы взял и съел ее…»Не забудем, конечно, что в Бабкино жил и друг Чехова – великий Левитан.
Здесь Левитан с упоением работал над этюдами, картинами, в их числе — «Река Истра». Эта картина оставалась для Антона Павловича до конца его дней одной из любимейших. Замечательные были между Чеховым и Левитаном отношения, ничем еще не омраченные.
Вместе ходили на охоту, рыбалку, совершали прогулки по бабкинским окрестностям, участвовали в шуточных сценках – импровизациях…
Говоря о Бабкино, хочется отметить еще такой чисто человеческий момент: Чехову в Бабкино было хорошо, просто хорошо, так хорошо, как редко где бывало. «Чувствую себя на эмпиреях», — шутил Антона Павлович в одном из писем.
Это был период душевного спокойствия, по крайней мере, относительного, а душевное спокойствие, как известно, создает наилучшие условия для непосредственной творческой работы, да и для накопления «капитала впечатлений».
Кстати сказать, впечатления были и врачебные. Чехов и в Бабкино не оставлял медицинской практики. Как вспоминал М. П. Чехов, к Антону Павловичу «съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, так что у нас образовалось нечто вроде амбулатории с целой аптекой».
Живя в Бабкино, А.П. Чехов много и плодотворно работает. Бабкинские впечатления нашли свое отражение во многих рассказах Чехова. «Почти во всех рассказах того времени,- отмечал М.П.Чехов, — можно увидеть ту или иную картину Бабкина, то или иное лицо из бабкинских обывателей или из обывателей, тяготевших к Бабкину деревень».
Но не только того времени — Бабкино отозвалось и последующих произведениях Чехова, написанных позже 1887 года, например, в рассказе «У знакомых», в пьесе «Вишневый сад».
Какова же последующая судьба усадьбы Бабкино, столь дорогой сердцу Антона Павловича Чехова? Увы, за прошедшие 100 лет потери огромные: в 1929 году сгорел главный усадебный дом, уже после войны, в 50-е годы, уничтожены флигели и другие усадебные постройки. От усадьбы Бабкино осталась лишь часть липового парка.
Максимовка. Полевшина. Глебово.
Максимовка.
Недалеко от Бабкино, по другую сторону реки Истры, на взгорье раскинулась деревня Максимовка, полюбившаяся Чехову. Места эти очень живописны: густые леса, окружающие взгорье, кручи и террасы по берегу реки, открывающиеся с холма просторы, цветущие луга. Окрестности Максимовки – один из излюбленных маршрутов прогулок Чеховых, когда они жили на даче в Бабкино.
Издавна эта деревня славилась искусным гончарным промыслом. У одного из местных жителей, В.Я.Ласточкина, в 1885 году поселился приехавший на этюды Исаак Ильич Левитан. Хорошо известен эпизод избавления Левитана от его очередного приступа «ипохондрии» братьями Антоном, Иваном и Михаилом Чеховыми, когда они, несмотря на поздний вечер и проливной дождь, с фонарями отправились в Максимовку.
М.П. Чехов подробно описал путешествие из Бабкино в Максимовку и результаты этого путешествия в своих воспоминаниях.
Позднее Антон Павлович не однажды бывал в Максимовке. Нередко Чехов и Левитан ходили на охоту в Дарагановский лес, расположенный около Максимовки.
Полевшина.
В 2-х км от Максимовки расположено старинное село Полевшина, окруженное лесом. Сюда нередко отправлялись поохотиться А.П. Чехов и И.И. Левитан.
Полевшина – прошлом вотчина бояр Полевых, здесь располагалась усадьба, ныне не уцелевшая. Но сохранилась Казанская церковь – памятник архитектуры XVII века. По ночам до Бабкино долетали удары церковного колокола, и эти таинственные полночные звуки как-то особенно волновали А.П. Чехова.
Сохранились и сторожки при церкви. Как вспоминал М.П. Чехов, «эта церковь, с ее домиком для сторожа, у самой почтовой дороги, кажется, дала брату Антону мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело».
Глебово
У старинного села Глебово богатая история, связанная с именами заметными в истории России, среди них — выдающиеся композиторы М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский. Имеются сведениям о пребывании в Глебово и композитора А.С. Даргомыжского.
Вкратце история усадьбы такова. Сельцо Глебово на реке Малогощи (древнее название Маглуши), упоминаемое в писцовой книге 1567-1569 гг., принадлежало роду Лыковых, с 1625 года – князю Г.П. Ромадоновскому, известному деятелю смутного времени, а затем — его сыновьям. По переписной книге 1705 года Глебово числится за поручиком Г.Б. Соколовым. Владельцев вотчиной Соколовых сменили в 1800 году генерал-майор А.И.Лобанов — Ростоцкий и его жена. В 1832 год селение досталось по купчей крепости полковнику графу Ф. И. Толстому (скандально знаменитому «Американцу» — родственнику Льва Толстого), после его смерти в 1846 году — его жене графине А.М. Толстой.
Со второй половины 1850-х гг. до начала 1887 года владельцами Глебово являлись Шиловские. При звенигородском помещике — потомственном дворянине, штабс-капитане Степане Степановиче Шиловском Глебово становится образцовой в хозяйственном отношении усадьбой. Но не только в хозяйственном – здесь, в провинции, образовался своеобразный культурный центр. А далее судьба усадьбы повторяет участь многих русских усадеб конца
XIX – начала ХХ века – череда банкротств временных хозяев вплоть до революции 1917 года.
Ну, а как Антон Павлович Чехов «вписался» в историю усадьбы Глебово? Всё началось с Бабкино. Владельцы Бабкино Киселевы теснейшим образом были связаны с обитателями Глебово Шиловскими — известными в то время меломанами, музыкантами, литераторами. Достаточно сказать, что отец Марии Владимировны Киселевой — Бегичев был женат вторым браком на Марии Васильевне Шиловской, сама М.В.Киселева приходилась падчерицей Шиловской.
О весьма любопытном семействе Шиловских, находившемся в круге общения с известнейшими композиторами, музыкантами и литераторами Москвы того времени, стоит рассказать подробнее. Мария Васильевна Шиловская – страстная любительница музыки, ученица А.С. Даргомыжского, в недавнем прошлом известная певица. Ее дом на Тверской был одним из самых притягательных в артистической среде Москвы. Здесь собирался весь цвет музыкальной и театральный сцены, в том числе, иностранные знаменитости. Мария Васильевна умела окружать себя талантливыми людьми, она была знакома с М.И. Глинкой, братья Рубинштейнами, М.П. Мусоргским, П.И.Чайковским.
Ее сыновья от первого брака – Константин и Владимир Шиловские получили хорошее музыкальное образование. Известно, что младшему, Владимиру, молодой Чайковский давал домашние уроки теории музыки, позже П.И.Чайковский посвятит ему несколько своих произведений. Старший сын Константин вошел в культуру своего времени как колоритная фигура, выдающаяся по своей разносторонней одаренности. Его знала вся Москва. Он писал романсы, стихи, прозу, пьесы и либретто, учебники и критические статьи, был актером, художником. В 1880-е годы его популярнейший романс «Тигренок » играли все садовые оркестры, пели русские и цыганские хоры.
П.И.Чайковский долгие годы поддерживал добрые приятельские отношения с братьями Шиловскими. Во второй половине 1880-х годов Петр Ильич часто бывает у гостеприимных Шиловских в Глебово. Здесь в деревенской тишине, в пору, как он писал, «счастливого одиночества», Чайковский заканчивает «Лебединое озеро», создает фортепианные миниатюры «Подснежник и «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года», а летом 1877 года в Глебове им будут созданы лучшие, по мнению самого композитора, страницы оперы «Евгений Онегин». То вдохновение, с которым была написана музыка этой оперы, было созвучно поэтической природе, окружавшей Чайковского в Глебове. Знаменательно, что соавтором композитора в либретто «Евгения Онегина» был К.С.Шиловский. В Москву Петр Ильич вернулся из Глебова с двумя третями оперы. «Воспоминание о глебовском месяце буквально представляется мне сладким сном» — скажет позже П.И.Чайковский…
О Глебове, о семействе Шиловских, о П.И. Чайковском Чехов был наслышан в Бабкино и от В. П. Бегичева, и от М. В. Киселевой. На протяжении многих лет семьи Бегичевых и Киселевых связывали с П.И. Чайковским дружеские отношения. Владимир Петрович Бегичев, занимавший весомую должность директора московских театров, помогал П.И.Чайковскому в постановке его опер на московской сцене. Кроме того, он был одним из авторов либретто «Лебединого озера» Чайковского. Но это еще не всё – Чайковский в свое время сватался к Марии Киселевой, тогда ещё Бегичевой…
(В Бабкино, звучала музыка П.И.Чайковского. К знатокам, искушенным меломанам Чехов не мог себя причислить, но тяготение к музыке еще с таганрогских времен ощущал: еще подростком — гимназистом увлекся итальянской оперой, которую представляли заезжие в Таганрог артисты-итальянцы. В первые годы жизни Антона Чехова в Москве круг его музыкальных интересов расширился. Тогда и услышал он впервые музыку П.И.Чайковского. И эта музыка глубоко его затронула, опера «Евгений Онегин» стала любимейший. Пройдет некоторое время, и Чехов восторженно скажет: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, до такой степени я уважаю его».
В свою очередь, П.И.Чайковский, познакомившись с прозой Чехова, вскоре стал, как он сам выражался, «пламенным почитателем» писателя. Их встреча произойдет в 1888 году. Но, удивительно, еще до личного знакомства на каком-то интуитивном уровне они оба почувствовали внутреннее душевное родство. Позже это родство будут замечать современники Чехова и Чайковского. Вот как об этом пишет композитор С.В. Рахманинов: «Он (П.И.Чайковский) был одним из самых обаятельных художников и людей, которых я когда-либо встречал. Он отличался необычайной деликатностью ума. Он был скромен, как скромны истинно великие люди, прост, как мало кто бывает. Я встречал одного человека, который на него походил, и это был Чехов».)
Безусловно, уже с первого бабкинского лета Чехов стал бывать в Глебово, благо что от Бабкино недалеко. Что представляла собой тогда усадьба Глебово? Во-первых, это была по-настоящему богатая усадьба – надо сказать, семейство Шиловских было весьма состоятельным в материальном отношении (правда, до поры до времени: у расточительных братьев Шиловских «миллионы» к концу 80-х годов растаяли…).
В 1859 году в Глебово на средства С. С. Шиловского была выстроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Прототипом ее послужила петербургская церковь Конногвардейского полка выдающегося архитектора К.А.Тона — создателя Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и ряда других известных сооружений. Построил Шиловский в усадьбе и театр, и художественной мастерскую. Словом, не скупился помещик на разные художественные затеи…
Гостивший в Глебово в 1859 году Модест Мусоргский делился своими впечатлениями об усадьбе с композитором М. Балакиревым: «Дорогой Милий, <….> барский дом роскошный, на горе сад английский (род парка) ,vis — a – vis ферма – все великолепно (оно так и должно быть – ведь богат, канальство, Шиловский)»
Характерная деталь: усадьба была настолько великолепна, что, по рассказам старожилов, крестьяне задолго до усадебных ворот спешивались с лошадей, снимали шапки и шли пешком.
Главный усадебный дом в глубине парка — двухэтажный деревянный особняк, с его причудливой живописной отделкой, в чем-то перекликался со своеобразным, в романтическом стиле, Казанским храмом.
Что же до природного окружения усадьбы — оно было чудесным! Потому и скажет П.И.Чайковский с восторгом: «Местность в полном смысле восхитительная».
И еще: «О стократ чудный, милый, тихий уголок мира, я никогда тебя не забуду!»
Но пройдут годы, и к концу 1886 года владелец имения Глебово К.С. Шиловский, к тому времени титулярный советник, задолжает банку 22000 рублей, имение Глебово назначат к торгам…Разумеется, об этом стало известно Киселевым и Чехову. Так уж совпало: близкий знакомый Чехова — известный издатель А.С. Суворин в это время намеревался купить имение под Москвой. Чехов вызвался ему помочь. В своем мартовском письме 1887 года он сообщает А.С. Суворину: «В Звенигородском уезде Московской губернии продается бывшее имение Шиловского, которое я видел. Имение красивое, уютное, с прекраснейшим парком (пихты и лиственницы), с рекой, прудами, изобилующими рыбой, с церковью, театром, художнической мастерской, со статуями и монументами…»
Но покупка не состоялась. Возможно, причина была в недостатках, о которых в этом же письме Чехов упомянул: «отсутствие вблизи телеграфа (12 верст) и железной дороги (30 верст)»
Что же осталось от «красивого, уютного»имения в настоящее время?Остались парк (но «прекраснейший»лисейчас?) и пруд. И осталась церковь – тут уж без сомнения – прекраснейшая…
фото С.Хохловой. Виды Истринского района