Конечно же, не только любителям балета знакома теплая, весенняя мелодия "Вальса цветов" Петра Ильича Чайковского. Достаточно сказать, что на ютюбе это самое популярное его произведение, и не только балетное, собравшее на данный момент 51 млн. просмотров.
Вальс Цветов в постановке Василия Вайнонена, Мариинский театр
Однако вряд ли многим из вас известно, что изначально у этого вальса был совсем не радужный подтекст, и отражал он не весну, солнце, счастье (остальное допишите сами), а наоборот - был пропитан аурой заката человеческой жизни...
Кстати, а как правильно? Можно встретить много разных названий сего опуса: "Вальс цветов", "Розовый вальс", "Золотой вальс", и даже "Серебрянный". Можно встретить объяснение, что на премьере его танцевали одетые в розовое танцовщики, поэтому его называют "розовым". Однако это не так.
Известно, что изначально балет "Щелкунчик" должен был ставить Мариус Петипа. Так вот, он в своем план-заказе Чайковскому написал буквально следущее:
Вальс цветов и больших гирлянд. 8 тактов вступления, затем то же количество тактов, что и в сельском вальсе в «Спящей красавице» (2-я картина).
Маленький человечек ударяет в ладоши, появляются 36 танцовщиков, одетых цветами, которые несут большой букет ангелик и подносят жениху с невестой. Как только они его отдают, танцовщицы и танцовщики, как это принято в операх, становятся в позицию и начинают танцевать.
Как вы видите, изначальное название почти такое, к которому мы привыкли - "Вальс цветов и больших гирлянд". Не розовый, не золотой, не серо-буро-малиновый и т.д. Но план-заказ - это одно. Может быть, фактически, на сцене, все обстояло по-другому? Может быть танцовщики изображали какие-нибудь розовые цветы, не ангелики, поэтому вальс все-таки розовый? Например, розовые розы Светке Соколовой.
Однако ж, не розы, и не розовые. Это были бархатцы.
Известный факт - осенью 1892 года Мариус Петипа занемог и не завершил балет. Вместо него постановку заканчивал Лев Иванов. Гипотезы о том, почему Петипа самоустранился, выдвигаются разные, но скорее всего, это был комплекс причин - общая усталость, болезнь и душевная травма.
А травма эта была связана с утратой 15-летней дочери - Евгении Петипа, подававшей надежды на балетном поприще.
Евгения Петипа была второй дочерью от второго брака балетмейстера - с Любовью Савицкой (всего - четвертой по старшинству из восьми, включая 2-х детей от предыдущего брака с Марией Суровщиковой; не учитывая еще 2-х внебрачных детей).
Петипа не очень-то хотел для его сыновей балетной карьеры. Другое дело - дочери. Отец семейства сам обучал их азам балета в студии, находящейся у них в квартире. Евгения считалась самой талантливой из всех его детей, и сам Петипа возлагал на нее надежды, как на будущую приму, которой удастся сделать долгую и успешную карьеру. Однако ее жизнь рано оборвалась - в 15 лет ей был поставлен диагноз саркома. Потребовалась ампутация ноги, но даже это не помогло. Петипа сам присутствовал на операции, и так настрадался, что его хватила нервная болезнь, на почве которой он затем разгромил домашнюю балетную студию, а остальных дочерей - Любовь и Веру - отдал в театральное училище.
Душевный кризис и болезнь, вызванный смертью дочери, были несовместим с работой, поэтому буквально за 2 месяца до премьеры постановку доверили Льву Иванову.
До сих пор не совсем понятно, сам ли все ставил Иванов, или его консультировал Петипа, и если консультировал - по каким конкретно номерам, и до какого предела. Но факт в том, что в день премьеры, 6 декабря 1892 года, в "Вальсе цветов" ансамбль танцовщиков представлял из себя золотую вазу, в которой были бархатцы (отсюда, вероятно, и появилось название "золотой вальс"). Эффект вазы с торчащими из нее цветами достигался поднятием в воздух восьми солисток (среди которых была и Ольга Преображенская) мужчинами из кордебалета.
Почему именно эти цветы?
В день смерти Евгении Петипа, 26 августа 1892 года, в саду у Петипа неожиданно расцвели как раз они. И именно по этой причине танцовщики на премьерных спектаклях изображали бархатцы - то была дань уважения любимой дочери маэстро.
Впоследствии вальс переделывался много раз. В том числе и по причине того, что критика встретила номер далеко не с тем энтузиазмом, что и вальс снежинок из 1 акта, например. Бархатцы оттуда исчезли, танцовщики перестали изображать золотую вазу. Вместе с ними исчез и скрытый в номере подтекст. Появились розовые одеяния. Вальс стали называть "розовым", "серебрянным" (постановка Юрия Григоровича). В некоторых редакциях под эту музыку вообще не цветы танцуют.
Кстати говоря, в отличие от того количества танцовщиков, что изначально заявлял Петипа (36), на премьере танцевало 32 человека - 24 артиста кордебалета и 8 солисток. В дальнейшем и это количество стало уменьшаться. В наиболее приближенных к оригинальной постановке Иванова версиях - Джорджа Баланчина и Питера Райта, - задействована 1 солистка и кордебалет (у Баланчина - 14 танцовщиц, у Райта - 12 танцовщиц и 4 танцовщика).
Конечно, во всей этой истории смущает одно - какой-то волшебной легендой веет от истории о том, что в день кончины дочери Петипа у него в саду внезапно расцвели цветы. Американский ученый Роланд Джон Уайли, который, собственно, и раскопал эту историю, не приводит каких-либо ссылок на источник, из которого он это взял (хотя обычно нашпиговывает свои работы ссылками только так).
Вполне возможно, что бархатцы выросли не в этот конкретно день, а раньше или позже. А может, и в этот... Кто его знает?
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.