Мечтой Саддама Хусейна было возвышение Ирака в исламском мире. Но на этом пути была преграда. Иран тоже хотел доминировать, несмотря на свое явное отставание в вооружениях. Противоречие между двумя мусульманскими странами вылилось в самую продолжительную войну XX века. Иракско-иранская война оставила прочный след на Ближнем Востоке, радикализировала режимы, правившие обеими государствами, и воздвигла постоянные барьеры, которые нельзя было преодолеть десятилетиями. Именно этот конфликт подтолкнул Иран к обладанию ядерным оружием.
В 1950-х и 1960-х годах Ирану и Ираку удавалось сглаживать противоречия. Мирное соседство рухнуло в 1978 году с началом Исламской революции в Иране. Аятоллы призвали шиитов в соседних странах отказаться от подчинения правительствам, взять власть и создать исламские республики, подобные той, какая была возвещена иранцами, а затем воссоединиться под руководством Тегерана.
Надежды диктатора Саддама
1979 год стал знаменательным для Саддама Хусейна, который получил диктаторскую власть в Ираке. Во главе националистической партии Баас он намеревался стать лидером арабских стран и заполнить вакуум после смерти президента Египта Гамаля Абдель Насера ??в 1970 году. Ему нужна была быстрая военная победа. Хотя бы над Ираном. Две противоположные идеологии нельзя было примирить. Так у Тегерана появился серьезный враг.
Плакаты Ирана и Ирака в 1980 году
Уверенность Саддама в победе подпитывалась членами свергнутого правительства Ирана, в частности Шапуром Бахтияром, который находился в изгнании во Франции, последним премьер-министром шаха Мохаммада Резы Пехлеви. Бахтияр, избежавший смерти от рук иранских коммандос в июле 1980 года, сомневался в военной мощи режима, возглавляемого аятоллой Рухоллой Хомейни. Действительно, с марта 1979 года ситуация в иранских вооруженных силах не внушала оптимизма. В иранской армии был большой недостаток и солдат, и техники. Курды при поддержке Багдада, предоставившего вооружение и материально-техническую помощь, успешно воевали с иранцами.
Багдад также помогал арабским сепаратистам в проведении диверсионных операций, особенно в Ахвазе и на пограничной реке Шатт-эль-Араб-Абадан и Хоррамшахре. Период с марта по декабрь 1979 г. был отмечен многочисленными актами диверсий, проведенными иракскими спецподразделениями совместно с боевиками. Удар коммандос пришелся по радару раннего предупреждения в Иламе.
К маю 1980 года война между иранскими вооруженными силами и курдскими сепаратистами перекинулась из Курдистана и Керманшаха на Илам и Западный Азербайджан. 23 мая иракские штурмовики Су-20 и вертолеты Ми-24 нанесли один из многих ударов по пограничным заставам. Многие офицеры жандармерии были убиты. 2 июня у пограничного поста в Баджегане произошел очередной бой. 300 иракских солдат при поддержке трех танков Т-55 и четырех бронетранспортеров вступили в бой с войсками 81-й иранской танковой дивизии при поддержке двух вертолетов AH-1J. Одному из них удалось уничтожить иракский танк противотанковой ракетой.
Ставка на авиацию
16 июля иракский диктатор приказал начальнику штаба вооруженных сил начать масштабную подготовку к конфликту с Ираном. Вскоре после этого, находясь с официальным визитом в Саудовской Аравии, он сообщил королю Халиду ибн Абд аль-Азизу, что он решил начать «военный крестовый поход» против Ирана. Однако иракцы смогли мобилизовать не более двенадцати механизированных дивизий. Последующая нехватка запчастей для техники западного производства оказалась большой проблемой. Саддам попытался компенсировать недостаток техники поддержкой высокого морального духа солдат, использовать фактор внезапного нападения.
Под обстрелом
У иранцев был сильный козырь – авиация. Шах Мохаммад Реза Пехлеви любил инвестировать в авиацию, и Соединенные Штаты были готовы выполнять его прихоти. Таким образом, Иран стал единственным иностранным пользователем истребителей F-14A Tomcat (было заказано восемьдесят экземпляров), а ранее он закупил, в том числе, Phantoms II (225 экземпляров в версиях F-4D, F-4E и RF-4E) и Tiger II (166 экземпляров в версиях). F-5E и F-5F). В 1979 году в составе ВВС сухопутных войск насчитывалось более 800 вертолетов.
С июля 1980 года начались интенсивные воздушные и артиллерийские бои между Ираном и Ираком. 1 апреля 1980 года Тарик Азиз, один из ближайших соратников Саддама, был убит во время выступления в Багдадском университете. Взрыв гранаты нанес ему небольшой урон, но убил еще несколько человек. Секретная служба Ирака немедленно арестовала террориста (шиитского активиста) и обвинила его в работе на печально известную иранскую тайную полицию времен шаха: САВАК. Три дня спустя граната была брошена из иранской школы в Багдаде во время похоронной процессии жертв нападения в университете. Ирак протестовал, и Иран не отступил.
Недальновидность и паранойя верховного лидера привели вооруженные силы Ирана к состоянию, аналогичному состоянию Красной Армии после сталинских чисток накануне Второй мировой войны. Саддам высмеивал военное положение своего соседа и был убежден, что лучшего времени для атаки не будет. Для диктатора и его ближайших соратников количественное и качественное преимущество было неоспоримым.
Схватка за нефть
С сентября 1980 года иракцы попытались осуществить блицкриг в районе богатого нефтью Хузестана. Завоевав Хузестан, Саддам получил бы в свои руки две стратегические территории. Во-первых, это увеличило бы доходы от добычи и продажи сырой нефти, а, во-вторых, регион стал бы путем к дальнейшему развитию в Персидском заливе.
Война должна была начаться классическим образом: с воздушного удара по иранским базам и военным объектам, что позволило бы быстро отреагировать и контратаковать. Саддам, взяв в качестве примера Шестидневную войну Израиля, рассчитывал на быструю победу в войне, в которой авиация должна была сыграть важную роль. Иракские летчики должны были за несколько часов дезорганизовать оборону противника. Новый командующий ВВС Мухаммад аль-Джубури должен был стать идеальным исполнителем воли диктатора. Он проигнорировал предупреждения о том, что иракские истребители не смогут справиться с противовоздушной обороной противника, а у пилотов не было никакого оружия, чтобы пробить бетонные перекрытия иранских бункеров. Столкнувшись с такими трудностями, предполагалось, что первоочередной задачей будет уничтожение взлетно-посадочных полос и складов.
22 сентября с иракских баз взлетели 190 самолетов первой волны. Эскадрилья за эскадрильей - по строго установленному порядку и расписанию - самолеты поднялись в воздух и взяли курс на восток. Су-22 в Мосуле нанесли удар по авиабазе Тебриз на северо-западе Ирана. МиГ-23 «Насирия» атаковали базу Керманшах, а МиГ-и-23 и Су-7 Аль-Куту бомбили гражданские аэропорты в Ахвазе и Санандаже. Пять бомбардировщиков Ту-22 с базы Таммуз пролетели над Тегераном на очень малой высоте и разделились на две группировки. Первым атаковал международный аэропорт Мехрабад.
Воздушные катастрофы
Иракская воздушная операция не стала вторым Перл-Харбором, авиация не достигла стратегической цели начала войны: не удалось уничтожить иранские машины на земле и обеспечить контроль с воздуха, а материальные потери Ирана оказались не очень большими. Военно-воздушные силы Ирака потеряли пять самолетов: один МиГ-21, Ту-16 и Ту-22 и два Су-22. Результаты были скудными по сравнению с Шестидневной войной 1967 года. Иракские пилоты совершили 250 полетов в две волны, израильские пилоты - 700 только в первый день. Это большой неудачей и просчетом Саддама, запрещавшего маневры для оттачивания пилотами летного мастерства по уничтожению целей на земле до наземного вторжения.
Истребитель МИГ-21 ВВС Ирака
Иранские военно-воздушные силы, которые, как предполагали иракские штабные офицеры, должны были исчезнуть с лица земли, вышли из беды практически невредимыми. Более того, утром следующего дня не было и следов воронок, оставленных иракскими бомбами, а основные авиабазы Ирана работали почти на полную мощность. Командирам баз, не имевшим связи с начальниками штабов и ограниченной информацией, приходилось полагаться только на себя. Фактически, для поддержания работоспособности баз были предприняты только необходимые меры: были отремонтированы взлетно-посадочные полосы, собраны летчики, проверено техническое состояние машин. Полковник Джавад Факури, глава иранских военно-воздушных сил, сыграл важную роль в восстановлении военно-воздушных сил. Самым важным для иранцев было подготовить быструю контратаку, которая укрепила бы их запятнанный моральный дух.
На следующий день иранские самолеты, стартовав с баз в Мехрабаде, Хамадане, Бусехре и Табризе, атаковали аэропорт Багдада. 23 сентября 1980 года там было разгромлено три эскадрильи МиГ-21. На земле не было уничтожено 26 иракских машин, большинство из которых находилось в укрытиях. Больше всего пострадали мирные жители.
В ночь с 23 на 24 сентября иранцы стали осуществлять оперативный план «Коман» (арка), в котором был определен график операций на ближайшие дни. С этого момента иранские пилоты уничтожали иракские истребители в полете, поскольку бомбардировки аэропортов и ангаров оказались слишком сложной задачей. 24 сентября шестьдесят иранских F-4E в сопровождении истребителей атаковали несколько баз ВВС Ирака.
Сухопутная операция по старым планам
После четырех дней интенсивных операций результат столкновений в воздухе был шестнадцать к пяти в пользу иранцев. После неудач в воздухе иракцы перешли к боевой операции на земле. Саддам использовал планы, составленные в 1941 году британскими инструкторами в военной школе в Багдаде. Согласно этим планам, четыре мотопехотные дивизии должны были атаковать Керманшах, Дезфул, Ахваз и Абадан. Предполагалось, что эти цели должны быть достигнуты менее чем за десять дней. Иракские генералы приняли британский план, очистили его от пыли и немного изменили его, чтобы он соответствовал нынешней ситуации. Потенциал иракских сил, которым поручена эта задача, - по крайней мере, на бумаге - казался больше, чем у планов 1941 года. По оценке сотрудников Саддама, имея в своем распоряжении десять дивизий, в том числе половину бронетанковых, они могли легко достичь своих целей при значительной поддержке артиллерии.
Брошенная иракская бронетехника
Перед двумя танковыми и тремя пехотными дивизиями 2-го корпуса была поставлена ??задача взять под контроль несколько стратегических точек у подножия гор Загрос. Главный удар был возложен на 3-й корпус, который должен был расширить деятельность на прибрежных равнинах в направлении Дезфулу, Ахваза и Хоррамшахру. Тогда нефтекомплекс в Абадане будет парализован. На севере две дивизии 1-го корпуса не должны были предпринимать наступательных действий против иранцев. Наступление на суше началось только после полета первой волны истребителей-бомбардировщиков. 1600 танков, 2000 бронемашин и 4000 другой техники, а также около 100 тысяч солдат отправились атаковать иранские позиции - в сторону гор Загроза и Хузестана. По численности иракцы превосходили врага в четыре раза. У 25 тысяч иранцев было 800 танков и 600 другой бронетехники, половина из которых была в очень плохом техническом состоянии. Однако иракские планы наземного наступления характеризовались неорганизованностью и отсутствием координации
12-я танковая дивизия иракцев атаковала древний Шумер и после тридцати шести часов артиллерийской подготовки легко разбила защитников. Однако разграбление города заняло много времени, и 12-я дивизия зря потратила драгоценные часы, подвергаясь контратаке танкового батальона, используя естественную защиту холмов, которые простираются здесь почти на всем пути между Гасре-Ширин и Иламом. Передвижение иракских войск было затруднено из-за гористой местности, что вынудило колонны двигаться по дороге между Шумером и Нафт-э-Шахром.
2-й пехотной дивизии потребовалось 36 часов, чтобы окружить город Мехран, разгромить его защитников и открыть путь к Дехлорану, который был окончательно захвачен 30 сентября. На пути из Мехрана в Дехлоран 37-я бронетанковая бригада потеряла до сорока танков Т-55.
Бои на северном и центральном фронтах изначально служили опорой для основных операций на юге. Они закрепили иракские силы на основных направлениях наступления, чтобы прорвать слабое иранское сопротивление и быстро захватить нефтяные месторождения Хузестана.
Особенно стратегически важным было сражение за город Илам. Его гарнизон контролировал доступ к радиолокационной станции, которая позволяла иранцам обнаруживать самолеты, взлетающие с баз в Куте и Багдаде. По этой причине иранские силы усилили часть 81-й танковой дивизии, включая мотопехотный батальон, два танковых батальона и два дивизиона 155-мм самоходных гаубиц. Иранские штабные офицеры почти всегда следили за тем, чтобы танки поддерживались пехотой или артиллерией.
Иракские войска вошли в Чузестан. 22 сентября границу перешли три танковые и две механизированные дивизии. 10-й танковой дивизии, однако, был нелегкий переход, хотя она почти не имела боевого контакта с противником. Кошмаром стали вертолеты Cobra, пилоты которых устроили полигон в зоне между рекой Карче и границей с Ираком. В течение нескольких дней вертолеты повредили или уничтожили около шестидесяти танков и почти сотню бругих бронемашин.
Иранское сопротивление сорвало план Саддама устроить блицкриг. Иракцы после провала общего наступления наступали крайне вяло. К концу сентября их продвижение никак не соответствовало тем целям, о которых мечтал Саддам. Причинами провала иракского блицкрига были слабая организация войск, недочеты в оценке противника, нереальные задачи, которые ставились полевым войскам.