Седьмая глава романа "Евгений Онегин" закончена в 1828 в гостях у друзей, в Малинниках (имение В.А. Осиповой-Вульф)Тверской губернии и опубликована в 1830 году.
Условно седьмую главу романа можно разделить на 2 части.
В первой Татьяна занята анализом характера Онегина, проводя все время в его опустевшем имении.
Во второй части основная тема – сватовство, поиски жениха для Татьяны в Москве, ведь всех провинциальных ухажеров она отвергла. И поскольку в деревне не остается интересных героев вокруг Татьяны (Ленский погиб, Онегин в путешествиях), то Пушкин переносит действие в Москву.
Почему именно в Москву, а не в Петербург - об этом мы тоже поговорим далее.
Как видим, хотя эта глава и называется "главою без Онегина", на самом деле он там косвенно присутствует, в первой части - в размышлениях Татьяны о нем, в рассказе о его книгах.
Весна. Татьяна страдает от разлуки с Ольгой, вышедшей замуж за улана, и от любви к уехавшему Онегину. Случайно она забредает к дому Евгения и решает зайти в него. Она видит в кабинете портрет Байрона, бюст Наполеона и "груду книг". Она будет приходить сюда и читать книги Онегина, пытаясь понять его внутренний мир. Что же читал Евгений? Романы, на главного героя которых он уж очень похож. Это произведения,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
И вот девушка постепенно осознает, что многое в Евгении навеяно литературной модой, что в этом человеке основа - "подражанье", "чужих причуд истолкованье":
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
(…)
Уж не пародия ли он?
Так от пылкой влюбленности 3 главы, в которой она идеализировала Евгения как ангела, посланного ей Богом, ее чувство переходит к более глубокому видению. В результате размышлений над убийством Ленского, над чтением Евгения Татьяна обретает более трезвое понимание: Онегин вряд ли являлся тем возвышенным человеком, образ которого она себе вначале нарисовала.
Если в первой главе нам был показан Петербург, а в последующих - деревня, то во второй части 7 главы мы переносимся в Москву. Московское общество показано не столько модным и холодным, в отличие от Петербурга, сколько смешным и суетным.
И в то же время показана Москва как исторический образ, как великий дух города (вспоминается бесславное пришествие Наполеона). В этом контексте город вызывает незабвенные признания поэта как средоточие непередаваемой русской души, как истинный центр родины:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
В целом Москва здесь предстает как обитель более душевных, простых «русских» людей – эта традиция будет продолжена и в романе Льва Толстого «Война и мир». Там тоже элегантный и высокомерный Петербург противопоставлен более эмоциональной, живой и естественной Москве. Ведь не случайно Таню Ларину везут именно в Москву, именно здесь вся ее родня, которая ее встречает так радушно. Танина родовая принадлежность к Москве противопоставляется петербургской сущности Евгения.
Однако, в картинах московского света мы встречаем, пожалуй, и наиболее лермонтовский по настроению пассаж романа – поистине категоричную и беспощадную критику светского общества (строфа 48):
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
(...) И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
Заканчивается 7 глава Таниной "победой" – важный генерал явно положил на нее глаз. Пушкин не случайно, в следующей главе, выдаст девушку замуж именно за генерала. Он хочет этим подчеркнуть высокий внутренний уровень своей героини. "Архивны юноши" мелкого пошиба не обращали на нее внимания, потому что она не для них. Да, она была создана не для рядового офицера, в отличие от своей простенькой сестры. В Татьяне нет внешней красоты, но есть особый стержень, особая ни с чем не сравнимая стать и суть, что и было замечено женихом из самого высшего общества.