Как купить тур он-лайн дешевле
Музей писем и рукописей – казалось бы, странное место в век интернета. Однако именно в этот век он и создан: частный парижский музей, открытый французским бизнесменом Жераром Леритье, начал работу в 2004 году. Он занимает три этажа специально реконструированного особняка на бульваре Сен-Жермен. (Особняк пришлось реконструировать, чтобы создать необходимые условия для хранения старинных документов: им и освещение нужно особое, и температура.) Три этажа, 600 квадратных метров, и везде одно и то же – просто витрины с бумажками! Но люди идут, причём платят деньги. Почему?
Весь вопрос в том, что за бумажки. Многие из них меняли ход истории. За стёклами витрин – поистине драгоценные документы: рукописные работы Ньютона и Эйнштейна (расчёт теории относительности), нарисованные Эдисоном лампочки, Монгольфьером – воздушный шар. Телеграмма от капитана «Титаника», посланная сразу же после аварии: «Все пассажиры в безопасности». Телеграмма с личной подписью Эйзенхауэра: «Миссия союзных сил выполнена в 02.41 по местному времени 7 мая 1945 года». Среди документов времён Второй мировой (писем и секретных сообщений Шарля де Голля, Черчилля, многочисленных официальных бумаг) есть и личные письма – из Освенцима.
Личных писем в музее вообще много – Рубенса, Моне, Ван Гога, Родена, Джека Лондона, Марка Твена, Мольера, Расина, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Карла VI, Ришелье, Екатерины Медичи, Марии-Антуанетты. Разный почерк, разные подписи, пожелтевшая бумага… Можно спорить о том, хотела ли Эдит Пиаф, чтобы её любовную переписку с Марселем Серданом выставляли напоказ в буквальном смысле слова, но в музее была и такая экспозиция.
Здесь хранятся партитуры Бетховена, Баха, Моцарта, Шуберта, рукописи Шатобриана, Мопассана, Бальзака, Гюго – видно, как рождались великие произведения, как шла работа над словом, какой это был труд. Не кнопку Backspace нажать, а зачеркнуть написанное, написать пером сверху, снова зачеркнуть.
В коллекции музея – около 70000 писем, рукописей, автографов, рисунков, старинных изданий. Многое хранится в запасниках, но постоянно устраиваются временные выставки. Музей не перестаёт пополнять коллекцию – так, например, в 2011 году он купил тетради Наполеона с упражнениями по английскому языку. Император изучал язык врагов, находясь в изгнании на острове Святой Елены. «Как у них дела?» – писал он по-английски в тетрадке, а рядом рисовал крепости и планы битв. Тут и кино не надо, в этих «просто бумажках» – целая жизнь.