Это хороший в целом фильм, чего уж тут рассусоливать. Там есть огрехи из серии «в реальности такого точно никак не может быть», но это не принципиально. В конце концов нужно понимать, что перед нами всё-таки художественное произведение.
Общие впечатления от просмотра
«К звёздам» — очень атмосферная картина. На космос (в том виде, в каком он здесь показан) смотреть приятно. И на Бреда Питта (он здесь играет главного героя) тоже смотреть приятно. Он хорошо справился с ролью этакого одинокого флегматичного типа. И тип одинок, и человечество одиноко. Одиночество тут — на всех уровнях рассмотрения. На всех, так сказать, метауровнях.
Также в фильме частенько звучит закадровый голос — это как бы внутренний голос главного героя. И на самом деле для современного кино (особенно высокобюджетного) это достаточно редкий приём.
Вообще одна из самых интересных черт фильма «К звёздам» — это необычайно большой, гипертрофированный акцент на главном герое и его переживаниях. Из-за чего блокбастер порой начинает напоминать какой-то артхаусный фильмец. Но это даже и не минус.
Я видел много комментариев о том, что это какое-то очень скучное, тягомотное, затянутое, унылое кино. Ни одной ведь шутки нет, в отличие от блокбастеров Marvel! Это что ж творится-то?
Но мне кажется, у него вполне нормальный темп, и вообще, я считаю, фильмы не должны быть похоже на клипы. Быстрое действие, сверхчастая смена планов — это не для меня. Мне нравится, когда кино можно не просто посмотреть, а посозерцать.
Немного о сюжете
Итак. Был некий ученый-астронавт Клиффорд Макбрайд (его играет Томми Ли Джонс). Тридцать лет назад он отправился на секретном исследовательском корабле «Лима» на край нашей Солнечной Системы (на орбиту Нептуна), чтобы оттуда вести деятельность по поиску внеземную жизни.
В какой-то момент связь с «Лимой» пропала. А ещё спустя сколько-то лет оттуда до Земли добрался некий разрушительный всплеск энергии (так называемый Импульс).
После этого американское космическое агентство решает отправить майора Роя Макбрайда (его играет, как уже упоминалось, Бред Питт) и ещё одного астронавта на Марс, откуда он должен будет попытаться связаться со своим отцом (есть версия, что он ещё находится на «Лиме» и может быть жив) и передать ему определённые указания.
На корабле «Цефей» Рой добирается до Марса. И уже здесь узнаёт, что на самом деле миссия «Цефея» ещё не закончена. Этот корабль должен вскоре вылететь с Марса с ядерной бомбой на борту, добраться до «Лимы» и взорвать её.
В результате Рой самовольно забирается на этот корабль (хотя ему это запретили). А затем события поворачиваются так, что на этом корабле лишь один он остаётся в живых.
В общем, на «Цефее» он летит к отцу. И, безусловно, это путешествие приобретает какие-то фрейдистско-юнгианские мотивы. Можно сказать и иначе. Камерная история про взаимоотношения отца и сына растягивается на всю Солнечную систему. А отношения эти довольно сложные, и в них действительно лучше покопаться психиатрам и психологам.
Вот, например, что говорит Рой Макбрайд (точнее, голос за кадром) в один из моментов своего полёта:
«Всю жизнь я боялся перечить ему. Я даже сейчас боюсь. Чего я ожидал? В итоге сын отвечает за грехи отца».
Да, в конце концов через 80 дней после старта Марса Рой где-то неподалёку от Нептуна действительно находит «Лиму». А в ней — живого отца. Ради этой встречи Рой проделал путь длиною где-то в 4,5 миллиарда километров (таково расстояние от Земли до Нептуна).
Интересно при этом то, что заканчивается эта встреча смертью Клиффорда (как именно это произошло, спойлерить не буду — посмотрите сами). А вот Рой всё-таки смог долететь обратно до Земли. И, как показывают нам последние кадры, этот долгий полёт изменил его отношение к жизни — Рой стал более умиротворённым, стал смотреть в будущее с оптимизмом, и решил больше времени уделять близким людям, прежде всего жене.
Фильм «К звёздам» и парадокс Ферми
В одной из сцен Клиффорд Макбрайд рассказывает, что за 30 лет исследований, несмотря на все усилия, никакой внеземной разумной жизни отыскать так и не удалось. И якобы это практически доказывает, что во Вселенной люди — единственная разумная форма жизни.
И это, собственно, самый простой ответ на тот самый знаменитый парадокс Ферми. Этот парадокс можно сформулировать так: «Если высокоразвитые инопланетяне существуют и появились гораздо раньше (скажем, на 5-6 миллиардов лет раньше) нас, людей, то мы бы давно уже их увидели (или они давно бы уже к нам прилетели). Однако их нигде не видно, их нигде нет».
Учёные с каждым годом открывают всё больше планет. В том числе и таких, которые по своим параметрам похожи на Землю. И уже понятно, что наличие у звезды одной или нескольких планет — это весьма обыденное явление. Планеты есть, а инопланетян нет!
Мало того, в последние годы биологи всё чаще приходят к мысли, что разумная жизнь — это всё-таки что-то очень уникальное и редкое. Так, к примеру, биолог Евгений Кунин, живущий и работающий в США, считает, что вероятность случайного появления самореплицирующейся РНК-молекулы (а это якобы впоследствии привело к возникновению всей живой материи) — 10 в минус тысячной степени.
Это очень-очень-очень (и еще 997 раз очень) мало. Это значит, что во всей видимой Вселенной мы можем быть одни, совсем-совсем одни.
Знаете, какой сейчас самый модный тренд в биологии? Тренд такой: мол, жизнь зародилась как-то случайно сама, из неживой материи. Но когда мне говорят, что что-то появилось как-то само, мне не очень-то верится.
А почему, например, у меня сам по себе на кармане не возникает миллион долларов? Ну почему, а? Ладно, не суть.
Как ни крути, получается, что чем больше развивается наука, чем больше знаний мы получаем об этом мире, тем сильнее и обоснованнее становится гипотеза о том, что в принципе люди являются единственными разумными существами в видимой Вселенной. А значит, нам надо беречь себя. И после просмотра фильма «К звёздам» я ещё отчётливее это осознал.
Да, человечеству нужно беречь себя. И каждому по отдельности нужно беречь себя. Да-да, берегите себя в это тяжёлое время!
А ещё нужно обязательно беречь нашу красивую планету — Землю. Нужно как-то научиться жить в гармонии с ней, в гармонии с природой. Земля — это наш дом, это наша мать. И, думаю, особенно остро это чувствуется где-то в одиноком холодном космосе. Думаю, одинокий холодный космос нам дан, чтобы понять всю ценность и великолепие нашей Земли.