Ветер перемен качает политические режимы в странах Европы, Азии и Америки, но Туркменистан словно за каменной стеной. Стоит, как монолит не доступный стихии. Но это только на первый взгляд.
Застывшая, словно в Средневековье с точки зрение геополитики, республика в ближайшее время станет ареной соперничества внутренних кланов и внешних геополитических игроков.
Ничто не проходит так быстро, как стабильность, это показал недавний пример Белоруссии. Для масштабных изменений в Туркменистане сложились все необходимые факторы.
Туркменистан владеет по-настоящему гигантскими запасами природного газа. Это 4-я страна мира по объёму продажи газа.
При этом в стране население - всего около 6 миллионов. Самое маленькое в Средней Азии. В соседнем Узбекистане только резерв армии почти на миллион человек больше.
Туркмения самая газоносная и самая малонаселенная страна Средней Азии. Это ценный приз в большой геополитической игре.
Республика официально придерживается политики нейтралитета и считает это большим успехом, хотя это всего лишь туркменский вариант мультивекторности, которая позволяет внешним геополитическим силам иметь внутри страны свою долю влияния. И всё идёт хорошо до тех пор, пока внешние силы не начинают бороться между собой. Сейчас наступает именно такое время.
Хрупкое равновесие в регионе нарушено из-за расширения влияния Турции на Кавказе. Анкара поддержала Азербайджан в войне с Арменией и сорвала геополитический куш - теперь её военное покровительство и экономическое влияние простирается до бакинских берегов Каспия. На другом берегу - Туркменистан, с гигантскими запасами газа, обладание которым для Турции сулит выход на новый уровень экономического и политического влияния в мире.
Соблазн для Турции тем более велик с Туркменистаном. Страну связывают этнические, языковые и культурные корни. Турки, азербайджанцы и туркмены это три народа огузской группы языков. Ближайшие родственники тех самых печенегов, с которыми в южнорусских степях боролись киевские князья.
Турки, азербайджанцы и туркмены самые близкородственные народы в тюркском мире. Друг друга понимают без переводчика. Да они даже ближе друг к другу, чем русские, белорусы и украинцы.
И какой соблазн у 85 миллионной Турции взять под контроль 6 миллионный Туркменистан. Когда у растущей турецкой империи просыпается аппетит, тут уж никакой нейтральный статус не поможет.
Анкара уже выступила с идеей реанимировать проекты по строительству газопровода через Каспийское море из Туркменистана в Азербайджан. Со своей стороны готова обеспечить сбыт газа и безопасность.
Прежде Россия всячески пыталась взять под контроль туркменскую газовую отрасль, но лишь отчасти удачно. Россия запретила транзит туркменского газа через свою территорию, и основной покупатель сейчас - Китай, который обеспечил строительство газопровода до своей территории.
Сейчас в Туркмении сталкиваются интересы трёх игроков. Турции, России и Китая.
В сохранении статус-кво заинтересован только Пекин. Но у него ограниченное влияние на внутренние процессы. Турция хочет изменений, увеличение своего влияния, вхождения республики в свою сферу интересов. Турция строит новую огузскую империю.
Договариваться ей придётся с Россией. Внутритуркменские кланы уже поделились на про-турецкие и про-российские.
В ближайшее время Туркменистан - новая зона противостояния России и Турции. Если эти страны договорятся между собой, ситуация может разрешиться миром. Между Россией и Турцией может быть заключён договор, не обязательно публичный, о разграничении сфер влияния на Ближнем Востоке, Кавказе и Средней Азии.
Не исключено, что такой договор уже существует. Но в то же время, каждая сторона может попытаться улучшить свои переговорные позиции.
Для Туркмении это чревато внутренними столкновениями кланов, за которыми будут стоять или одна, или другая внешняя сила.
В 2002 году в стране уже была попытка государственного переворота, правда, скорее всего, это была инсценировка действующей власти для ликвидации конкурентов, но и это явный показатель наличия таких конкурентных сил.
Нейтралитет долгое время считался благом, который надежно обеспечивает внутреннюю стабильность. Теперь обстоятельства изменились.
Большая Игра началась.