Найти тему
Наталья Баева

Игра в ... фашизм.

Подросток...

С точки зрения сегодняшних "ювенальщиков - детозащитников", это такое нежно-ранимое существо, над которым родители не должны доминировать, дабы не нанести ему непоправимой психотравмы и не нанести ущерба его зреющей... неповторимой индивидуальности.

Такое демонстративное стремление разорвать связь поколений выглядит широкомасштабной диверсией даже в том случае, если общество задалось целью воспитать небывалое поколение борцов-искателей-героев.

А если "грамотных потребителей"?! Или "молодых зверей, избавленных от химеры совести"?!

И если подросток не лишён здорового нравственного инстинкта, где же ему искать моральной поддержки и опоры, если не в своей семье? Даже рискуя прослыть "несовременным" среди сверстников.

Именно такие ответы даёт греческая писательница Альки Зеи в своей повести "Леопард за стеклом" (в русском переводе - "Наш брат Никос"). Хотя на первый поверхностный взгляд может показаться, что автор... не ставит вопросов! Внешне это простой и бесхитростный рассказ девочки о нескольких месяцах её отрочества. Но это были месяцы становления фашистской диктатуры.

К удивлению автора, за эту, казалось бы, детскую книгу её горячо благодарили взрослые. Родители подростков. "Спасибо, спасибо! Теперь наши дети узнают о нашем детстве!"

- Как, разве вы сами им не рассказываете?!

- Нет...

Это было явное вытеснение из коллективной памяти того, о чём вспоминать не хотелось.

-2

Подросткам была предложена такая большая игра, одна на всех! Красивая форма, строй и песни, знамёна и барабанный бой. Словом - возможность почувствовать себя народом будущего, которому предстоит воссоздать великую Элладу в союзе с великой Европой. Им указан враг - коммунисты, но кто же их всерьёз боится? Всякий знает, что коммунисту только покажи крест - он и рухнет замертво!

Но обо всём по порядку:

Один из бесчисленных греческих островов - райский уголок земли. Здесь в небольшом городе живут две славные девочки, две сестрёнки - Мирто и Мелисса. Мирто очень красивая и мечтает стать командиром, а Мелисса обожает "древние сказки", которые им рассказывает дедушка - профессор. Они очень дружны, и по вечерам обсуждают каждый прошедший день. Спрашивают друг друга на "секретном" языке: "До-во? Не до-во?"

Чаще всего "До-во, до-во!" Потому, что они вполне довольны жизнью. Потому, что каникулы, дача (на другом острове), дружная ватага друзей из рыбацких хижин и полная свобода от понедельника до пятницы!

-3

Только выходные - сущее наказание потому, что приезжает папа, а при нём ничего-ничего НЕЛЬЗЯ! Можно только чинно сидеть с бантиками на голове... Больше всего папа боится, что кто-нибудь из его семьи скажет или сделает что-то такое, что не понравится его начальству. Ведь тогда он потеряет место в банке!

Но самые неблагонадёжные люди - не дети, а папин племянник Никос. Девочкам он двоюродный брат. Большой уже - усы выросли! И самый интересный, самый добрый, самый умный (не считая дедушки). Самый - самый. Увы, Никос приезжает нечасто, он "секретный".

-4

И есть у Никоса своя "секретная сказка". Её главный герой - снежный барс, что стоит в гостиной, в витрине. Ну и что, что он - чучело? Известно, что даже куклы оживают, когда их никто не видит, а великолепный барс - тем более! И где он только ни побывал, что только ни повидал своими разноцветными глазами! И всё, что видел, он рассказывает Никосу, а Никос - детям.

-5

Но недавно барс вернулся из Испании. В стране Дон Кихота война! С одной стороны - хищные совы, чернорубашечники, с другой - интернационалисты. Бойцы из всех стран, от Англии до России. И есть у них общая песня... Но пусть она будет нашей тайной!

Тайны у детей как - то не очень держатся, дети увлечённо распевают "песню интернационалистов", а папа, случайно услышав, стонет от ужаса: "Меня выгонят из банка"...

- Не до-во, - шепчет Мелисса, - не до-во... как могут выгнать с работы за песню?

И вопросов с каждым днём всё больше и больше...

Почему едва ли не главным предметом в школе вдруг стала политэкономия? "Только делая деньги человек становится полезен себе и обществу"... Но разве за деньги купишь хотя бы здоровье?

Почему те ученики, которых до сих пор считали балластом (двоечники - хулиганы), вдруг стали красой и гордостью школы, только потому, что первыми вступили в Фалангу (греческий аналог Гитлерюгенда)?

Почему у одноклассника Алексиса папа такой смелый, что не побоялся потерять место? Он очень хороший человек, но... теперь ему не не что купить башмаки сыну, и Алексису ужасно стыдно перед одноклассниками. Как детям понять, что прогибаться за кусок - это стыднее, чем ходить босиком? Ведь школа внушает обратное!

И Мирто, дорогая сестрёнка Мирто, от страницы к странице становится всё более чужой: она просто счастлива в Фаланге, у неё такая красивая чёрная форма со звёздочками, она представляет школу на всех городских мероприятиях - красавица...

Но вот чернорубашечники врываются в дом - они ищут Никоса. И Мирто не сознаёт, что предаёт брата! Эти люди для неё - свои, и она спокойно отвечает, что Никос им иногда пишет, а записки передаёт барс, приносит в зубах. Витрина разбита, великолепный барс вспорот и выпотрошен. "Они убили его!"

-6

А потом был Костёр. Книги, противные духу нации, свалили на площади и под громкие речи о великом будущем подожгли. Школьники обязаны смотреть. Могла ли Мелисса не поднять книгу, упавшую прямо к её ногам, если это - Платон?! Такой же, как у дедушки...

Вернувшись домой, она видит пустые стеллажи и дедушку, одряхлевшего в один день. И делает бесповоротный выбор между дедушкой и "великим будущим".

-7

И что должно было произойти, чтобы вскоре такой же выбор сделала и Мирто, расставшись со своей мечтой о "командирстве"?!

А Никос, их самый лучший в мире брат, появится ещё раз, пред тем, как исчезнуть навсегда:

- Барс не погиб! Его ранили, но теперь он уже здоров. И завтра он унесёт меня туда, где я очень нужен. В Испанию. Я буду сражаться на стороне тех, кто поёт!