Найти тему
Журналюга-переводчик

Какова служба в Бундесвере – байки из армии ФРГ!

Во время учебы в Германии мне многократно довелось общаться с отслужившими основную и профессиональную военную службу. Их сборник рассказов о службе в «непобедимой и легендарной» (в немецкой версии) представляю вам на суд.

Евгений Эмих (Дуйсбург)

Оцифрованное фото ефрейтора Евгения Эмиха (Фото автора)
Оцифрованное фото ефрейтора Евгения Эмиха (Фото автора)

Евгений будучи поздним переселенцем из Казахстана с немецкими корнями приехал в Германию вместе с родителями в 90ые годы, закончил там среднюю школу. Исполнял он свой воинский долг 10 месяцев с 97 по 98 годы, числился в роте материального обеспечения в одной их пехотных бригад в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Первые два месяца он провел в учебной части.

В пять утра всех поднимает свисток дневального по подразделению. После зарядки и завтрака новобранцев пичкают теорией, а после обеда следовали практические занятия (марш-броски, преодоление полосы препятствий, стрельба из штатных систем оружия, изучение и эксплуатация вверенной техники).

Фото из сети
Фото из сети

После ужина в 18 часов наступает свободное время, которое он часто проводил в пивной с сослуживцами. В субботу и выходные у военнослужащих – свободное время. Эти дни солдаты используют, чтобы съездить к семьям и родным: отдохнуть, выспаться, постирать форму.

Фото из сети
Фото из сети

После завершения так называемой «учебки» начинается собственно служба в месте постоянной дислокации. На нее немецкие рекруты ездят утром как на работу. Ранним утром в электричках и поездах всегда можно встретить спящих ребят в пятнисто-зеленом камуфляже, следующих в свою часть. Ночевать в казарме – необязательно. Стричь волосы «под ноль» тоже у них не принято. Свою службу на топливозаправщике Евгений описывает так:

«Ежедневная рутина! Несешь бесконечные наряды на складе ГСМ, заливаешь дизельное топливо в баки подъезжающих машин. Все время смотришь на часы, когда они полшестого пробьют, чтобы наконец сорваться домой. Солдат в ФРГ принадлежит армии только в дневное время. В военном городке, где располагалась часть Евгения, ночью дежурили люди из частной охранной фирмы! Странный вопрос: Почему самодостаточная армия не может охранять сама себя круглосуточно?

Фото из сети
Фото из сети

"Пообщался я как-то с одним из охранников за сороковник на стрельбище! – смеется Женя. – Во время стрельбы он держит пистолет почти горизонтально, как крутые парни в плохом кино!» Ты чего же так оружие держишь? – смеются сослуживцы Евгения. – Целиться же неудобно!» Секьюрити огрызается в ответ: «Да не могу я по другому… после перелома плеча!» И смех, и грех.

Гюнтер Лоэсдау (Мюнхен)

У Гюнтера Лоэсдау из Баварии несколько иные воспоминания о службе в Бундесвере. Став после основной военной службы профессиональным военным, Гюнтер за 6 лет собрал очень богатый армейский опыт. После 10 месяцев «срочки» он был истребителем танков на BGM-71 TOW (ПТУР «Тоу» производства США).

ПТУР "ТОУ" (Фото из сети)
ПТУР "ТОУ" (Фото из сети)

Потом 4 года он прослужил в саперной роте, на военном жаргоне немцы ее называют «Пи-Кампани» (cокращение от слова „Pionier-Kompanie“). Как он рассказывает, они неделями пропадали на учениях. Из-за могучего телосложения Гюнтера (1.90 рост и весом под 100 кг) его часто использовали как вьючную лошадь. Во время марш-бросков он все время таскал походную рацию, гранатомет или тяжеленный пулемет МГ-3. Из-за своей тучности он был неважным марафонцем, зато был лучшим пловцом в своей части.

Фото из сети
Фото из сети

Штефан Гайстхардт (Берлин)

Третьим собеседником, прошедшим службу в Бундесвере, стал Штефан Гайстхардт из Берлина, который был мотострелком (Panzergrenadier) в 1997-98 году. В своем подразделении он служил стрелком-наводчиком БТР „Marder“. К сожалению, все фото были сделаны в доцифровое время, и привести тут почти нечего. Сейчас он – один из успешных адвокатов, свободно владеет русским и английским языком и ведет свою адвокатуру.

Панцер-гренадеры сухопутной части ФРГ (Фото из сети)
Панцер-гренадеры сухопутной части ФРГ (Фото из сети)
«Я мог бы пойти на альтернативную гражданскую службу, - вспоминает он. – Но я выбрал военную, потому что она была короче на пару месяцев. Еще я хотел бы понять, что такое военная служба. Об армии мне особо нечего рассказывать, вспоминаю то время как безделье в ожидании приказа. Кормили и обеспечивали всем прекрасно – грех жаловаться. Но военная служба – не для разумных людей!»

Как он рассказывал, ему в 1998 году довелось вдоволь покататься на БТР «Мардер» и даже поучаствовать в учениях с новинкой того времени «лазерной имитацией оружия», то что у нас сейчас известно под игрой «лазертаг». Его БМП подбили в самом начале учений, в шлемофоне раздается пронзительный писк. "Снимаю шлемофон, орудие – стволом вверх, война для меня очень быстро закончилась".

Отделение на марше (Фото из сети)
Отделение на марше (Фото из сети)

Отношение к офицерам и неуставным отношениям

У моих собеседников оказалось очень негативное впечатление о своих офицерах.

«За 6 лет службы я видел только двух толковых командиров, - рассказывает Гюнтер. – Я потому и ушел из армии, немного не дослужив до унтер-офицера, поскольку мне надоело подчиняться идиотам!»

Евгений Эмих тоже терпеть не мог своих марш-офицеров, которым по его мнению может стать любой лодырь. Офицерам ничего не стоит наорать на солдата или обозвать из-за ерунды. Рукоприкладства правда не допускалось – за этим в Бундесвере строго следят.

Пехота на марше (Фото из сети)
Пехота на марше (Фото из сети)

Гюнтер рассказывает, что он один раз не удержался и съездил кулаком в ухо одного рекрута. «Представь себе, он разряжает винтовку, повернув ствол чуть ли не мне в глаз и держа палец на спусковом крючке!» Вообще, как считает он, в профессиональную армию идут либо воинственные ультра-правые немцы, либо мужчины, которые не смогли устроиться никуда на гражданке.

Был такой сослуживец-милитарист у Гюнтера. Он бредил войной, обвесил все стены фотографиями на тему войны во Вьетнаме. Однажды на закрытом стрельбище с ним произошел несчастный случай – выстрел из винтовки G-36. Пуля рикошетом от двух стен впилась ему в ягодицу. Вместо того, чтобы попросить о помощи или поинтересоваться серьезностью ранения, тот лихорадочно завопил: «Найди камеру и сними меня, Гюнтер. Мне нужно это фото!»

Бундесвер – небезопасный вид спорта в Германии

Вообще современная германская армия – довольно травмоопасный "вид спорта". Гюнтер рассказывает, как он в мирное время оказался в госпитале с контузией и временной потерей слуха. Его послали пристреливать ручной пулемет, для чего стрелок надевает пушистые наушники, которые солдаты прозвали «микки-маусами». Ему же их не хватило, и Гюнтеру выдали обычные затычки-беруши.

Послевоенный МГ-3 все так же в строю и так же хорош (Фото из сети)
Послевоенный МГ-3 все так же в строю и так же хорош (Фото из сети)
Во время стрельбы и вибрации одна из-них вылетела. «В какой-то момент я чувствую, что звук стал невыносимо громким, а после стрельбы я слышу сплошное «пи-и-и-и!» в ушах и вижу здоровый синяк от груди до плеча от приклада пулемета. Три дня я провел в госпитале, потом слух восстановился.

Как развлекаются немецкие солдаты?

От безделья многие военные тратят свое жалование на выпивку и карты. Гюнтер, например, часто соревновался с товарищами в игре «попойка наперегонки»: 5-8 участников покупают по ящику пива и начинают пить по команде. И кто первым оторвется от горлышка и скажет «Не могу больше!» платит за выпитое всеми. На кону стоит приличная сумма, и война идет отчаянная – вплоть до мокрых штанов!

Фото из сети
Фото из сети

Еще Гюнтер вспоминает игру в «черепашку», которая вроде бы пришла к ним из армии ГДР. Двое нагрузившихся солдат ползут наперегонки, зажав под локтями и под коленками по каске. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша, не потеряв ни одной.

Слабый пол в Бундесвере

Около 20 лет назад первые немецкие женщины встали под ружье и начали службу в боевых частях - в ряды бундесвера записалось тогда около 7 тысяч солдат женского пола. С тех пор их количество растет, и эксперты прогнозируют, что тенденция сохранится: в скором будущем женская квота достигнет 15% процентов, а в санитарных частях – до 50%.

Немецкий рекрут-женщина (Фото из сети)
Немецкий рекрут-женщина (Фото из сети)

Сегодня прекрасный пол представлен во всех без исключения частях немецкой армии, кроме разве что спецподразделений. Большинство желающих служить все еще выбирают "традиционный" путь: самой популярной неизменно остается санитарная служба, там сегодня служит без малого 8 тысяч женщин. Почти вдвое меньше состоят в сухопутных войсках – крупнейшем секторе ВС Германии.

В строю наравне с мужчинами (Фото из сети)
В строю наравне с мужчинами (Фото из сети)

В армии дамы часто выбирают общие виды деятельности: административный сектор, работу с персоналом, связь, тыловое снабжение и так далее. Однако и сугубо мужские армейские рода войск тоже стали немкам по плечу – так в авиации несут службу более двух тысяч женщин, а на флоте – почти 1,5 тысячи.

Надо ли говорить о том, что пост министра обороны в ФРГ с 2013 по 2019 годы возглавляла женщина - Урсула фон дер Ляйен, которая кстати не является профессиональным военным.

Министр обороны среди своих подчиненных
Министр обороны среди своих подчиненных

Интересно услышать современные рассказы отслуживших в Бундесвер. Для этого добро пожаловать в комментарии.

Автор: Дмитрий Кузин

Фото автора и из сети интернет