Найти в Дзене
СВОЛО

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

Где-то прочёл я, что «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от бурь-неба.

Пуссен. Пейзаж с Геркулесом и Какусом. Около 1660 года.
Пуссен. Пейзаж с Геркулесом и Какусом. Около 1660 года.

Хорошо ли это соотносится с Абсолютом Благой Природы пантеистической веры?

И ещё…

Только придётся некое отступление сделать…

Я заимствовал себе для руководства (преобразовав) теорию Шмита о синусоподобной повторяемости в веках идеостилей, всегда по кругу повторение, мол, идёт. Индивидуализм → гармония индивидуального с коллективным → коллективизм → гармония коллективного с индивидуальным → индивидуализм.

Так идеал Лоррена, современника Пуссена и тоже представителя классицизма (см. тут), получился у меня на точке гармонии, на восходящей ветви СИИ (Синусоиды изменения идеалов, я молчаливо счёл, что все её представляют развёртывающейся слева направо с коллективизмом вверху и индивидуализмом внизу). Идеал этот – оптимистический. Точнее – с верой, что достигнут он будет в скором историческом будущем (уже вон, мол, в гармонии верха и низа находится).

А у Пуссена, получается, идеал уже достигнут (коллективизм).

Разнобой с Лорреном.

Хорошо ли?

Есть и ещё сомнение. Трудно выразимое.

Движение по СИИ происходит из-за борьбы, в общем, коллективизма и индивидуализма. Абсолютной победы коллективизма, государственности, монархии быть не может. Сам вид синусоиды это показывает. Почему происходит верхний перегиб? – Потому что начинает перевешивать индивидуализм. Потому что коллективизм ослабел. Как же картину «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» считать образом Абсолюта и вечности монархии? Логичнее подход к верхнему перегибу называть идеалом типа трагического героизма. Коллективизм тогда истерически-наивно считает, что вот-вот и победит, но в глубине души предвидит поражение. Самый перегиб начавшееся поражение уже и означает.

Может именование «героический пейзаж» означать должен не то, что вблизи перегиба СИИ? А на середине подъёма? Как и у Лоррена?

Там героизм ещё полон сил. Чем дальше во времени и по СИИ от середины подъёма её, тем сила коллективизма становится меньше. Тем больше его трагизм. И именно в середине он совершенно самонадеян и силён.

Вон, на картине… Люди ж никак не участвуют в делах скалы-защитника. Геркулес же, наступив на пах Какуса, закричал, наверно, победно. А кто на этот крик оглянулся? Никто.

Или невыделенность Геркулеса цветом предполагает, что он не кричит. А самодостаточен. Скала и есть скала тем, что ни с кем не общается. Ограждает и всё. И в том её Абсолют.

Тогда всё сходится. И можно перестать сомневаться.

Надо просто слова «героический пейзаж» заменить на «пейзаж доминирования».

Вот в природе доминирование каково? Доминант доказал свою силу и всё – больше ему её доказывать сколько-то времени не надо. Все помнят, что доказал. Все занимаются своими частными делами, и он их тоже не трогает. Тучи себе клубятся в небе, вода себе стоит зеркалом, люди копошатся себе: кто рыбу ловит, кто купается. И никто не оглядывается на доминанта. А тот естественно царит сам в себе.

Не то же ли самое в более ранней картине, тоже называемой героической?

Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649.
Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649.

Тут из мифа извлечено доминирование мелодией игры на флейте Полифема.

«Далеко в море вдавался скалистый холм, он круто обрывался к вечно шумящим волнам. Полифем часто приходил со своим стадом на этот холм. Там он садился, положив у ног дубину, которая величиной была с корабельную мачту, доставал свою сделанную из ста тростинок свирель и начинал изо всех сил дуть в нее. Дикие звуки свирели Полифема далеко разносились по морю, по горам и долинам» (https://narodstory.net/mif-drevney-grecii.php?id=129).

Пуссен просто «дикие» заменил на «чудные» и заставил всю природу им внимать и вторить.

«Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами…» (https://gavrilin-dshi.ru/strany/pejzazh-s-polifemom-nikola-pussen-1649.html).

Всё – как крылья чаек (5 штук их кружит около скал). Как волны музыки Полифема.

-3

Можно сказать, что Полифем своей музыкой доминирует тут, хоть всё и вся тут занимаются своим делом, как и в предыдущей вещи. Кто нежится, кто за ними подсматривает, кто пашет, кто в горелки играет. Чайки летают себе. Кусты и деревья растут, горы стоят, облака клубятся. И всё – пронизано естественностью волн, возведённой в одушевлённость.

Образ доминирования монарха, никого не стесняющего, пока все лояльны.

12 декабря 2020 г.