Застой и последующий распад СССР, который привёл в неразберихе относительно границ некоторых государств постсоветского пространства, мог иметь гораздо более плачевные результаты для России. В частности, можно встретить мнение о том, что советское правительство могло продать Карелию Финляндии, так как в конце 80-х годов очень нуждалось в деньгах.
На сайте Quora люди из разных стран попробовали ответить, о том, насколько верна версия о возможной продаже Карелии в прошлом и согласилась бы Финляндия на подобную сделку?
Ян-Эрик Ильмони (Финляндия):
- На самом деле Россия никогда официально не предлагала Карелию продать Финляндии после распада СССР. В финских СМИ действительно появлялись неясные дискуссии об этой возможности, но официальных переговоров так и не состоялось. Более того, президент Мауно Койвисто весьма настороженно отнесся к этому вопросу. Он, вероятно, видел, что было разумно воздерживаться от получения чего-либо, исходя из слабого состояния российского правительства в то время. Как известно, Россия была в смятении, но, с другой стороны, было понимание, что Россия вряд ли хотела терять какую-либо свою территорию.
- Другой способ взглянуть на возможную репатриацию бывших финских земель - это огромные затраты, связанные с модернизацией городов и сёл Карелии, включая устаревшую карельскую промышленность и сельское хозяйство. Хороший пример подобной установки - воссоединение Германии. Восточная Германия превратилась в огромный проект по ремонту скважин, и он все еще не полностью завершен.
- Таким образом, весьма вероятно, что большинство из нас, финнов, с радостью бы увидела как Карелия возвращается в родное лоно, но экономические и политические реалии все еще остаются проблемой.
Виктор Кричевский (США):
- Начнем с того, что Россия в большей степени пострадала от коммунистического режима, поэтому мне интересно, почему Путин (как демократически избранный российский лидер) должен извиняться перед Финляндией за прошлое?
- Кроме того, во Второй мировой Финляндия нанесла СССР большой ущерб, оккупировав значительные участки территории России и участвуя в блокаде Ленинграда, в результате чего от голода пострадало
более 1 млн человек, в том числе не стало 5 моих близких родственников. Моральные мотивы для подобной сделки были бы ничтожны. - Если Борис Ельцин попытался бы продать территорию финнам, то его бы сразу свергли. На самом деле он досрочно завершил свой президентский срок, отчасти из-за его покорности Украине в вопросе Крыма.
Сами Ахонен (Финляндия):
- Россия официальное не предлагала купить Карелию. Во время хаоса 1990-х годов и экономической катастрофы в России в российском правительстве велась дискуссия о его продаже, если верить бывшему заместителю министра иностранных дел России Андрею Федорову, который заявил об этом в статье в журнале «Аргументы и факты» в 2007 году.
- Я не думаю, что финны приняли бы любое предложение заплатить за то, что у них отняли, тем более после выплаты огромных военных репараций жадному восточному соседу до копейки.
Борис Иванов (Россия):
- В России не уверены, что такие разговоры были. Некоторые люди утверждают, что эти разговоры имели место, а другие утверждают, что нет. Кроме того, Россия не участвовала в этих предполагаемых переговорах. Именно руководство Советского Союза (в частности, Михаил Горбачев) якобы обсуждало продажу Карелии и города Выборга в 1990 году, когда страна разваливалась. Не думаю, что Ельцин одобрил бы раздел России. Он был гораздо более собственническим, чем Горбачев.
- По слухам, финское руководство отказалось от этого, поскольку оно не хотело иметь дело с демократическими последствиями появления большого количества новых граждан с другими ценностями и своих собственных лидеров. Поскольку финская нация была не совсем растущей, у них не было шансов заселить Карелию «настоящими финнами» в обозримом будущем. А Выборг был вторым по величине городом Финляндии, когда он назывался Вийпури.
Эту Салоранта (Финляндия):
- Это был умный ход тогдашних финских лидеров. Так же, как отказ Литвы от включения Калининградской области. Это дало бы России повод для войны, чтобы провести аналогичные военные операции, как в Крыму, Абхазии или Южной Осетии.